Проекты гостиных дворов

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 ноября 2022 года; проверки требуют 3 правки.

Гости́ный дво́р (от слова «гость») — комплекс зданий, предоставляющий услуги для оптовой торговли товарами и жизнедеятельности торговцев (обычно из других регионов). В крупных городах обычно существовало несколько гостиных дворов, практиковалось деление по географическому охвату (расположение в разных районах города), по отраслевому признаку, по национальному признаку. Гостиные дворы всегда создавались обособленно от других построек города и не принадлежали городским общинам, а составляли отдельную общественную группу, управлявшуюся по особым правилам и обычаям.

Гостиные дворы обычно включали в себя:

Купцы приезжали в гостиные дворы с большим запасом товара и проводили в них продолжительное время, необходимое для сбыта всей партии товара.
После этого купцы приобретали партии местных товаров и отправлялись в обратный путь.

Биржевой Гостиный двор

наб. Макарова, 2-8 — Тифлисская ул., 1-3 — Биржевая линия ВО, 1-3

1732-1733 — арх. Доменико Трезини

1821-1824 — арх. Росси К. И.

Сохранилась небольшая часть старого Гостиного двора на Тифлисской ул., 1.

По проекту арх. Доменико Трезини, разработанному в 1716-1720 гг., на Стрелке Васильевского острова должна была располагаться главная площадь города. По плану Трезини на восточной оконечности ВО была организована Коллежская пл. с главенствующим зданием Двенадцати коллегий, Сената и Синода. Здесь же предполагалось строительство Гостиного двора, Собора и Биржи. Первый план застройки Д. Трезини был воплощен лишь частично — на берегу Невы построены Кунсткамера и Дворец Прасковьи Федоровны, на берегу Малой Невы — каменный Гостиный двор и ряд жилых домов, здесь же располагались портовые службы: таможня, склад и торговая биржа.  Строительство началось при Петре I, работы завершены после кончины императора.

В 1720-1730-х гг. сюда с Троицкой пл. перевели Морской торговый порт. Возле Гостиного двора разгружали корабли, здесь же находилась биржа. В Петербурге все ещё опасались появления вражеских кораблей, — этим объясняется расположение Морского торгового порта в центре города, а не на побережье Финского залива. В середине XIX в. новые корабли с глубокой осадкой уже не могли заходить в Неву. Торговый порт в 1885 г. перевели на Гутуевский остров. Порт на Стрелке был упразднен. Незастроенная часть ВО оставалась не благоустроенной, использовалась как луг и заливалась водой во время наводнений.

В северной части Стрелки на незастроенном участке намечалось строительство Мытного двора, который южным фасадом выходил на площадь. Здание Мытного двора в этот период имело в плане форму трапеции, вытянутой с востока на запад.

Таков был замысел Д. Трезини. Однако осуществлено из этого было далеко не все и далеко не так, как намечалось. Например, при строительстве здания для высших правительственных учреждений ограничились возведением его южной части, состоявшей из двенадцати членений. Мытный двор в 1725 г. решили достроить под Гостиный, а для первого построить более скромное здание «у речки», которая впадала в Малую Неву. Проект этого здания также составил Трезини.

Мытный двор изображен на плане Васильевского острова, составленном Доменико Трезини в 1726 г.

В 1732 г. составлен проект расширения здания, первоначально предназначенного под Мытный двор с тем, чтобы разместить в нем оба торговых заведения. И его автором был Трезини. Этим проектом плану здания была придана форма неправильного пятиугольника. Впервые контур нового здания изображен на плане 1732-1733 гг.

Для оформления внутреннего пространства Стрелки (на которое выходили служебные постройки) проектом было предусмотрено пристроить к зданиям «лавки Гостиного двора».

В XIX в. Гостиный двор неоднократно реставрировали, при царствовании Николая I К. Росси изменял фасад здания для соответствия его Коллежской площади. Помещения Гостиного Двора использовались и в качестве склада. В 1910 г. начали разбирать западный корпус здания. Несмотря на возраст постройки, стены оказались настолько прочными, что пришлось их взрывать. От старого здания осталась лишь стена (Тифлисская ул., 1), галереи первого этажа заложены.

В части Гостиного двора по Ломоносовской линии скоро появится фуд-холл «Горожане» на 1800 кв. м — сейчас внешнюю часть первого этажа украшают постеры главных энтузиастов России: от Екатерины II до Павла Дуров. Команда CitiZen — компании, которая занимается этим гастрономическим кластером, — рассказала «Собака.ru» о том, как к осени там начнут появляться два десятка киосков от гастрономических энтузиастов, шесть ресторанов и большая галерея-балкон.

Каким будет будущий фуд-спейс?

На первом этаже мы планируем фуд-холл, который позиционируется как пространство энтузиастов — маленьких проектов, пока мало где представленных, или концепций, которых еще вообще нигде нет. Хочется, чтобы находясь в «Горожанах» не было ощущения, что ты в Eat Market или City food. У нас будет раклет, португальская кухня, уйгурский киоск с китайской кухней города Ланьчжоу (провинция Ганьсу). Конечно, мы возьмем какое-то количество и известных игроков, но вообще акцент на тех, кто считает себя энтузиастом. Всего предполагается 22 киоска, а найти 22 уникальных продукта – невозможно, но мы стремимся.

На втором этаже планируем пространство с 6 помещениями, связанными единим коридором. В каждом из 6 пространств разместится по ресторану по 120-150 метров – у каждого своя посадка и свой сервис. Также предполагается уличная зона – балкон второго этажа, это большая галерея-балкон тоже с посадкой, которая смотрит на улицу Ломоносова. У нас еще нет подписанных резидентов, пока ведем переговоры: мы выбрали около 20 ресторанных групп, с которыми хотелось бы что-то сделать. Пока смотрим конфигурацию, у кого какие идеи.

Проекты гостиных дворов

Балкон на 2-м этаже

Как проект «Горожане» будет выглядеть внутри?

Сейчас мы делаем глобальный ремонт. Интерьер нам разрабатывает дизайнерское бюро Юны Мегре Megre Interiors, которое занималось рестораном Sartoria Lamberti в Москве, а в Петербурге «Food Park», «Мари Vanna» и бывшей «Белкой» на Рыбацкой. «Горожане» — это единственное настолько масштабное гастрономическое пространство на границе Золотого треугольника (прим. ред.: это зона, расположенная между Адмиралтейской и Дворцовой набережными, а также между Гороховой улицей и Фонтанкой). Мы находимся в историческом здании 18 века, которое охраняется государством, что нас и отличает от больших фуд-холлов во всех торговых центрах. Важно сохранить память места, подлинность и настроение.

Кто всем этим занимается?

Компания CitiZen — это проект сообщества урбанистов-практиков и предпринимателей. Мы недавно подготовили проект редевелопмента крупнейшего дворца культуры советского Ленинграда — ДК Кирова. Открывать сетевые рестораны «Гинза» мы не планируем.

В чем идея названия?

Мы хотим настраивать наше движение так, чтобы формировать вокруг горожан разные сообщества: владельцев собак, велосипедистов, активистов и так далее – отсюда название. Для горожан важна тема городского наследия и краеведения, поэтому у нас на территории будет организован спот для встречи экскурсионных групп, и мы сами планируем спродюсировать несколько экскурсий. Первые из них запустятся в августе – это будет прогулка по торговым дворам дореволюционного Петербурга (Апраксин, Никольские и так далее).

Постеры, которые висят сейчас на окнах по Ломоносовской линии, кстати, отражают нашу идею. Во всех фуд-холлах все одинаково, уходит дух энтузиазма. Мы хотим донести идею, что маленькие точки могут быть двигателями для поиска новых идей и продуктов, через что-то понятное всем. Вот и собрали энтузиастов от Екатерины II и Льва Голицына до Павла Дурова – это иллюстрирует наш подход к поиску резидентов и смыслам, которые мы хотим сформировать на первом этаже.

Гостиный двор – это место, которое только ожидает обновление! Но то, что уже есть сдвиг – только что ребята из «Цифербурга» открыли двор – это очень хорошо. Надеемся, что мы сможем достичь синергии с ними.

В Петербурге впервые открывают для посетителей двор Гостинки. Каким будет новое общественное пространство?

Проекты гостиных дворов

Что здесь происходило раньше?

В этот двор всегда был закрыт доступ для обычных горожан, попасть сюда могли только сотрудники Гостинки, ученики музыкальной академии и работники из располагающихся тут офисных зданий. Так что общественного пространства тут никогда не было, пройти можно было только по делу. За все время тут организовывали только мероприятия музыкальной академии и пару фестивалей.

Как двор выглядит сейчас?

Здесь тихий, симпатичный, немного советский двор, работающий фонтан, растут деревья и кусты, высажены цветы, за которыми ухаживает садовник. Вокруг — красивые здания, либо отреставрированные, либо в процессе реставрации. А еще здесь много местных котов — как в Эрмитаже, изначально их заводили, чтобы они боролись с крысами. Но использовался двор в первую очередь как парковка, мы освободили от автомобилей ту часть, которую открываем сейчас. А в остальном от нас требовалось только добавить уюта и позвать людей.

Как проектом занялась команда «Цифербурга»?

Меня в проект позвал руководитель «Ленинградских мостов» Дима Караневский — он хотел провести здесь фестиваль, а в итоге договорился с руководством Гостинки о запуске поп-ап проекта на все лето и часть осени. Эта идея давно витала в воздухе, ее не раз обсуждали в самом Гостином дворе. Когда я это услышала, поняла, что отказаться не могу — так что мы сразу выехали сюда, это было в конце мая этого года. Конечно, было бы здорово начать все планировать за полгода, а не за месяц, но мы решили все-таки обязательно открыться в ускоренном режиме в этом году, чтобы люди наконец смогли пройти сюда.

Проекты гостиных дворов

Как будет запускаться проект

На этих выходных мы открываем малую часть двора, процентов 15. И поступательно будем расширять нашу территорию до самой осени. Запуск пройдет в три этапа. Первый начнется 26 июля, с этого дня здесь появится пиццерия с настоящей дровяной печью, бар «Невинный» и зона с кофе и безалкогольными напитками. На втором этапе в июле откроется полноценный фуд-холл с множеством разных заведений. На третьем — барная улица с террасами.

Другие варианты дизайна:  Гостиная лесной дизайн

Еще мы планировали поставить сцену и проводить тут лекции и концерты — программа уже была готова. Но из-за ковидных ограничений нам приходится выбирать: либо концерты, либо еда, потому что на массовых мероприятиях продавать продукты питания нельзя. Надеемся, вскоре ограничения ослабят, и мы сможем организовать запланированные события.

Каким будет пространство?

Мы решили сделать его в первую очередь уютным, поэтому добавили еще цветов, расставили деревянные лавочки, качели и другие конструкции из натуральных материалов, развесили лампочки, добавили теплый свет. Атмосфера дружелюбная: везде можно будет посидеть, что угодно — потрогать. Обошлись без технологичных решений, чтобы лучше вписываться в уже сложившуюся здесь эстетику. Немного изменили реальность с помощью художественной росписи асфальта. В центре очень мало деревьев, а здесь будет зеленый оазис для расслабленного отдыха. Мы тут работаем весь июнь, и ощущения — будто провели месяц за городом.

Двор будет открыт с 12 дня до двух часов ночи, но в дни мероприятий сможем задерживаться и работать еще дольше. Поблизости нет жилых домов, так что это никому не доставит неудобств.

Проекты гостиных дворов

Зачем сюда стоит идти?

Когда я приходила сюда работать, регулярно видела людей, которые пытаются попасть во двор, но их останавливает шлагбаум. К счастью, теперь это изменится. Показать горожанам и туристам этот двор — наша главная цель.

В этом районе мало интересных мест и классного общепита, и эту потребность мы закроем. Двор станет точкой, где можно вкусно и небанально перекусить. Также в центре мало закрытых тихих уголков с цветами и деревьями, где можно передохнуть. Это место выполняет такую функцию: можно будет идти по Невскому и нырнуть в совсем другую, спокойную атмосферу, переключиться, перевести дух, выпить лимонад и побежать дальше по своим делам. И в плане ивентов, если их разрешат, это уникальная площадка — очень близко к метро и любой точке центра.

Снос Гостиного двора и стеклянная башня на Каменноостровском

Проекты гостиных дворов

Проекты гостиных дворов

Перепланировка Гостиного двора

Самый одиозный лист альбома посвящен Гостиному двору на Невском проспекте – в 1932 году он назывался проспектом 25-го Октября. По замыслу архитекторов Александра Гегелло и Давида Кричевского все старые здания в стиле раннего классицизма следовало снести, на их месте поставить 10-ти этажный корпус, по Перинной линии сделать гостиницу на 1 000 человек и кинозал на 3 000 человек. От катастрофы спасло, очевидно, туманное «перепланировка предполагается в ближайшие годы» – они выдались несладкими, и до Гостиного двора руки не дошли. В военное время здание сильно пострадало, но уже в 1945 году прошел конкурс проектов восстановления. Обошлось без высоток. Сегодня оно является памятником федерального значения (как Эрмитаж).

Проекты гостиных дворов

Проекты гостиных дворов

Василеостровский дом культуры

Постройку самого большого (22 300 квадратных метров!) в Ленинграде дома культуры начали в 1931 году. Его планировали сдать в 1932, но завершили (с большими отклонениями от первоначального плана) только в 1937. 5 мая 1933 года были торжественно открыты театр, библиотека, детский сектор и спортивные залы. Постепенно достраивались остальные части здания. В 1934 году ему было присвоено имя С. М. Кирова. Под названием «ДК имени С.М. Кирова» оно и известно сегодня.

На проекте архитекторов Ноя Троцкого и Соломона Козака видно, что слева от основного здания собирались построить флигель, а две вертикальные плоскости на фасаде планировали декорировать барельефами. Конкурс на их создание был объявлен в 1935 году, но выигравший его проект не был воплощен. Здание вышло строже, чем было задумано.

Сегодня ДК имени Кирова имеет статус памятника архитектуры. Внутри оно почти вымерло. На первом этаже располагается огромный магазин янтаря, куда автобусами свозят туристов из Азии, а инстаграм ДК рассказывает о грядущем чемпионате по скоростной сборке головоломок (с призовым фондом в 50 000 рублей). Тут можно арендовать помещение для любого события или офис для компании.

Проекты гостиных дворов

Проекты гостиных дворов

Проекты гостиных дворов

Проекты гостиных дворов

Дом культуры Ленинградской промкооперации

Еще один ДК в списке, начатый в 1931 году, а законченный сильно позднее –  в 1938. Улица Красных Зорь – это бывший (и одновременно нынешний) Каменноостровский проспект, а дом под номером 42 сегодня известен нам как ДК имени Ленсовета. До революции здесь располагался «Спортинг Палас» братьев-мукомолов Башкировых, построенный архитекторами Сергеем Гингером и Андреем Белогрудом. В нем находились ресторан, концертный зал, крупнейший в городе кинотеатр и зал для катания на роликовых коньках – «скейтинг ринг» – здание могло одновременно вместить до 8 000 человек. Частично «Спортинг Палас» был включен в ДК имени Ленсовета, частично не сохранился.

Архитекторы Евгений Левинсон и Оскар Мунц планировали высокую стеклянную башню в 46 метров (построили только 30, на что авторы очень ругались) и спортивную зону с бассейном на месте дома номер 40 (не вышло вовсе). В 2007 году башню думали достроить, но сделать это запретил КГИОП. Сегодня в ДК квартируют магазины, на месте зимнего сада расположилось кафе, а в концертом зале чередуются вечера самодеятельности и неплохие привозы старых рок-групп.

Жилконцентр для рабочих на острове Декабристов

Масштабному проекту целой бригады архитекторов не суждено было осуществиться. А жаль – остров Декабристов (это за Васильевским, почти край Петербурга) еще с дореволюционных времен привлекал архитекторов-монументалистов, умевших мыслить стратегически. Так, в 1910 году здесь началась работа над целым комплексом построек, названных «Новый Петербург». Кроме того, планировалось проложить три новых улицы – три прямых луча. В работе над проектом приняли участие многие архитекторы: от мастера модерна Федора Лидваля до гения неоклассики Ивана Фомина. С 1910 года тут постоянно что-то происходило: строились жилые дома, появилось трамвайное кольцо, проложили проспект КИМа, улицу Каховского, организовали площадь Балтийских Юнг. Формирование района «Нового Петрограда» (так его стали называть с 1914 года) было завершено лишь в 1960-е. Сегодня здесь спокойный зеленый район с креативным пространством Море Place в здании конструкторского бюро «Сигнал», но обещанные в альбомном листе «учреждения общественно бытового значения» жителям (мне, например) очень пригодились бы.

Проекты гостиных дворов

Проекты гостиных дворов

Проекты гостиных дворов

Жилой дом на месте проекта

Гостиница акционерного общества «Интурист»

Сегодня гостиницы «Интурист» на стрелке Большой Невы и Большой Невки вы не найдете. Ее действительно начали строить по амбициозному проекту Евгения Левинсона и Игоря Фомина в 1932 году. До 1936 года успели возвести железобетонный каркас до 7 этажа, однако горячие споры вокруг стилистики здания помешали стройке продолжиться. Работы остановили, и в 1938 году было решено переделать гостиницу в жилой дом для Наркомата ВМФ СССР. Это и сделали к 1941 году. Сегодня здание – многоквартирный жилой дом, памятник архитектуры регионального значения.

Для постройки так и не состоявшегося «Интуриста» снесли здания Гагаринского буяна – склада пеньки. Он находился там с конца XVIII века, теперь его можно разглядеть только на некоторых старых открытках и фотографиях.

Проекты гостиных дворов

Еще несколько удивительных нереализованных проектов Петербурга

Фото — Mary, 06.2015.

Новобиржевой гостиный двор                 классицизм

Менделеевская линия ВО, 5

Пам. арх. (федеральн.)

1800-1815 — арх. Кваренги Джакомо

ЛГУ . Исторический факультет

1936-1937 — арх. Кетчер Я. Я., Завардин А. А., Пилявский  В. И. — надстройка 3-го этажа, реконструкция

ЛГУ .   Исторический . Философский факультеты . Поликлиника —

СПбГУ .  Исторический . Философский факультеты . Медицинский колледж . Поликлиника

Главная контора и склады артели Козухина. Контора Гленовой артели   (нач. XX в.-1917..)

Склады городской милиции  (1917..-1937)   (1934-1991)

см.  Университет (общая)

Двухэтажное здание было  построено в виде замкнутого четырехугольника с большим внутренним двором. Нижний этаж — открытая аркада, образующей обходную галерею. Окна второго этажа обрамлены полуциркульными наличниками. Стены обработаны рустом, завершены карнизом. На втором этаже устроены открытые галереи, обращенные в сторону двора. Внешний облик характерен для торговых рядов конца XVIII — нач. XIX в.

В 1936 г. по проекту арх-ров Я. Я. Кетчера и В. И. Пилявского надстроен 3-й этаж.

Сейчас Новобиржевой гостиный двор входит в комплекс зданий, занимаемых Санкт-Петербургским государственным университетом.

Не исключено, что проектирование Новобиржевого гостиного двора было определено работой Кваренги над проектом здания Торговой биржи. Имп. Петр I видел центром Санкт-Петербурга Васильевский остров. На Стрелке ВО размещался торговый порт, рядом с которым были выстроены гостиный двор, таможня, биржа. К концу XVIII в. они перестали удовлетворять насущным потребностям города-порта. В результате в 1781 г. Дж. Кваренги начал работу над проектом нового здания биржи, а в 1783 г. оно было заложено на самом берегу Невы, юго-западнее известной нам Биржи Т. де Томона. В плане постройка Кваренги представляла собой вытянутый овал. У Георги есть отличное описание здания. К 1787 г. биржа была уже подведена под крышу, но из-за участия России в войне строительство сначала приостановили, а потом совсем прекратили. В 1805 г. постройка была разобрана в связи со строительством томоновской биржи.

К концу XVIII в. торговые здания на Васильевском острове включали здания старой Биржи и Таможни. При Павле I (1797) появляется новый план застройки Стрелки Васильевского Острова, в числе новых зданий планировалось возвести здания Гостиного двора и Новой Биржи. В 1800 г. постройка здания Гостиного двора по проекту арх. Джакомо Кваренги началась. Окончание постройки относится к 1815 г.

Другие варианты дизайна:  Гостиная дымоход дизайн

В течение XIX в. здание Новобиржевого гостиного двора использовалось в качестве складского помещения. В начале ХХ в. в здании размещались главная контора и склады товаров Козухиной артели (ВПб на 1897. О.II. С.764) (ВПб на 1906. О. II. С.1139) и Гленова артель (ВПб на 1906. О. II. С.1139).

После революции помещения Новобиржевого гостиного двора заняли склады городской милиции.

В 1930-х гг. здание начали приспосабливать под один из научно-исследовательских институтов Академии наук, а в связи с переводом Академии в Москву в 1934 г. его передали Историческому факультету ЛГУ. Однако окончательно милицейские склады выехали из здания только к 1937 г., и его реконструкция происходила параллельно с учебным процессом.  (Из журнала Санкт-Петербургский Университет, pasha_su)

В 1936 г. по проекту арх-ров Я. Я. Кетчера, А. А. Завардина и В. Н. Пилявского был надстроен третий этаж с небольшими квадратными окнами. Верхний ярус дворовой аркады был разобран, а нижний включен в объем здания с остеклением проемов и устройством плоской крыши-террасы. Интерьеры были кардинально изменены. Центральную часть первого этажа занял вестибюль с гардеробом, перекрытый крестовыми сводами с подпружными арками, опирающимися на столбы. Также появляется двухэтажная аудитория-лекторий на 400 мест, расположенных амфитеатром.

Во время блокады Ленинграда на третьем этаже здания размещался госпиталь. После войны здание было отреставрировано, и здесь вновь возобновились занятия.

До войны в здании Новобиржевого Гостиного двора помимо Исторического размещались также филологический и географический факультеты (1930-е), а также военная кафедра. После войны здании некоторое время занимал Политико-экономический факультет (1960-е), в 1940 г. был основан Философский факультет, который также расположился в Новобиржевом Гостином дворе. Сейчас в здании располагается и Медицинский колледж СПбГУ.

Какое-то время в здании находился Географический факультет. см. Докладная записка в МВО о перемещении факультета из здания исто­рического факультета (Менделеевская линия, 5) в здание бывш. Геогра­фического музея (Красная ул. 58-60), 1952 г. (Материалы по истории Санкт-Петербургского государственного университета. 1917-1965. СПб, 1999. pasha_su)

Какое-то время в бывшем Новобиржевом гостином дворе находилось и  общежитие для более чем 150-ти студентов.В здании Новобиржевого гостиного двора учились и работали многие видные отечественные ученые, которые внесли существенный вклад в развитие исторической науки.

(Траутман Ю.А. Реконструкция «Нового гостиного двора»// Архитектура Ленинграда. 1941. № 2. С.12-15; добавил — Lonely Walker)

В здании Новобиржевого гостиного двора на Менделеевской линии размещаются факультеты и подразделения СПбГУ —

Институт истории  (ранее Исторический факультет),

Институт философии  (ранее Философский факультет)

Исторический факультет ЛГУ

Исторический факультет СПбГУ

Институт истории СПбГУ

Институт истории Санкт-Петербургского государственного университета  (с 1934 по 1991 — Исторический факультет ЛГУ, до 2014 — Исторический факультет СПбГУ) — структурное подразделение (институт) в составе Санкт-Петербургского государственного университета, один из крупнейших учебных центров по подготовке специалистов в области истории, искусствоведения и музеологии в России.

Начал работу в 1934 г. после опубликования 16 мая 1934 г. Постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О преподавании гражданской истории в школах СССР». В 2014 г. факультет был преобразован в институт в составе университета.

Философский факультет ЛГУ

Философский факультет СПбГУ

Институт философии СПбГУ

Философский факультет — один из крупнейших в России учебных центров по подготовке специалистов в области философии. Факультет расположен в правом крыле здания Новобиржевого гостиного двора.Философский факультет был в числе трёх первых факультетов, существовавших в образованном Петром I университете при Академии наук. В начале философский факультет был совмещён с юридическим факультетом. В 1835 г. факультет отделился. В то время он состоял из двух отделений: филологического и математического.В 1850 факультет был закрыт из-за частых обвинений в распространении свободомыслия в адрес преподавателей.В 1860 был открыт новый, историко-философский факультет. В 1922 г. произошла высылка из России большой группы философов. Философский факультет был закрыт.В 1939 г. решением ЦК ВКП(б) на базе философского отделения кафедры диалектического и исторического материализма исторического факультета ЛГУ было создано философское отделение. 23 июня 1940 приказом директора ЛГУ № 80 в соответствии с Уставом университета и на основании разрешения Всесоюзного комитета по высшей школе (ВКВШ) на базе философского отделения исторического факультета был создан философский факультет. Основной целью выделения кафедры в отдельный факультет была необходимость углублённой подготовки преподавательских кадров для вузов и средних учебных заведений страны.В годы Великой Отечественной войны на факультете работало три кафедры: кафедра диалектического и исторического материализма, кафедра истории философии и кафедра педагогики. В годы войны факультет был эвакуирован в Саратов. В 1944 г., когда деканом был М. В. Серебряков, к ним прибавилась кафедра психологии, а в 1947 — кафедра логики, таким образом число кафедр достигает 5. В 1949 г. Серебрякова смещают в связи с ленинградским делом, производится чистка профессорско-преподавательского состава.В 1951-1960 факультет возглавлял Василий Петрович Тугаринов. Формируется ленинградская онтологическая школа, появляется кафедра этики и эстетики. В 1989 г. с началась Перестройка. Первым в истории избран ректор Ю. Н. Солонин, на факультете произведены реформы. Некоторые кафедры были расформированы, появились новые.В 2006 г. философский факультет был переименован в факультет философии и политологии. Во время реорганизации упразднилась существующая с 1970 г. кафедра современной зарубежной философии.30 марта 2009 г. ученый совет СПбГУ постановил на основе факультета философии и политологии создать факультет политологии и философский факультет.

Институт философии (ранее — Философский факультет)

Колледж является самым молодым структурным подразделением, созданным в Университете. Он был основан по решению Ученого Совета СПбГУ в ноябре 2006 г. (Протокол N 13) и явился первым в современной России учебным подразделением в классическом университете, реализующим программы профессионального образования по специальности «сестринское дело».  Колледж является полноправным членом университетского сообщества. Его студенты участвуют в работе студенческого совета Университета, в общественных, культурных инициативах СПбГУ. Практика студентов проходит в ведущих медицинских учреждениях. Осуществляется подготовка учащихся к международным экзаменам. Развивается направление международного сотрудничества с зарубежными медицинскими образовательными учреждениями. Обучение возможно и на платной основе.

(сайт Медицинского колледжа , Mary)

Поликлиника ЛГУ/СПбГУ находилась в этом здании до 2009 г., затем переехала на ул. Кораблестроителей.

Мемориальная доска. Мавродин В. В.  — Менделеевская линия, 5 ( в здании)  Установлена в 2007 г.

2012:  В здании находятся исторический и философский факультеты СПбГУ

Федеральный памятник. Гостиный двор Новобиржевой, Менделеевская линия, 5

1800-е гг., арх. Кваренги Д., 1936 г., арх. Кетчер Я.Я., арх. Пилявский В.И.   Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001

Гостиный двор Костромы (1789—1850).

В XVI—XVII веках гостиные дворы строятся в виде площади с галереями. В XVIII веке галереи строят по периметру площади. В центре площади (во внутреннем дворе) устраивают склады. Галереи строятся в виде аркад. В галереях размещаются лавки купцов и магазины. Иногда вместо аркады строились колоннады. Костромской гостиный двор — один из крупнейших такого типа.

Гостиные дворы строили на городских площадях, реже на главных улицах.

Гостиные дворы в новых условиях торговли

Гостиные дворы сохранились и впоследствии, когда изменились характер и обстановка торговли; они стали привилегированными, излюбленными местами торговли, совершенно независимо от национальности торговцев. Гостиные дворы к началу XX века имелись почти во всяком более или менее значительном городе.

Гостиный двор (Санкт-Петербург)

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 декабря 2022 года; проверки требуют 5 правок.

Эта статья посвящена памятнику истории и архитектуры. О станции метро «Гостиный двор» см. статью Гостиный двор (станция метро)

У этого термина существуют и другие значения, см. Гостиный двор.

Б. Патерсен. Большой Гостиный двор на пересечении Б. Садовой ул. и Невского пр. (1802)

Невский проспект и Гостиный двор, 1850-е года

Фасад Гостиного двора по Невскому проспекту в 1890-х годах.

Гостиный двор продолжает оставаться крупнейшим универмагом города. Ныне здесь представлена продукция более , разновидностей и около двух миллионов единиц разнообразного товара. Ежедневно в этом крупнейшем торговом центре Северо-Запада России и Скандинавии делают покупки покупателей. Невская линия открылась в 1998 году и на втором этаже разместилась Галерея Высокой моды, от известных дизайнеров Франции и Италии.

Впервые Гостиный двор в Москве упоминается в книге австрийского посланника Сигизмунда фон Герберштейна «Записки о Московии», в которой он описывает посещение столицы в 1520-х годах:

К концу XVIII века Гостиный двор обветшал. В 1786 году московский главнокомандующий граф Яков Брюс докладывал Екатерине II о его состоянии:

  • Костомаров Н. И. Очерк Торговли Московскаго государства в XVI и XVII Столетиях. С-Петербург. В Тип. Н. Тиблена и Комп., 1862
  • Г. Ф. Петров «Гостиный двор». Л.: Лениздат, 1966

Специфика гостиных дворов

В Новгород немецкие купцы имели право приезжать со своими товарами дважды в год, на определённый срок в особо отведённые дворы, которых в конце XV века в городе было два: немецкий и готеский (готландский). Вокруг иноземных Гостиных дворов была незастроенная полоса земли. Внутренние дела немецкого двора не подлежали рассмотрению и вмешательству новгородского правительства; ими заведовал выборный альдерман, с четырьмя ратманами.

Другие варианты дизайна:  Дизайн переговорной комнаты в офисе: заказать в Москве на сайте дизайн-студии «Офисные интерьеры»

Немцы, торговавшие в Средние века с Венецией, имели там свой Гостиный двор («fondaco di Tedeschi»); венецианцы, торговавшие с кипчакскими татарами, имели в Тане Гостиный двор и амбары; генуэзцы имели Гостиный двор в Мессине, в особой части города. Для кёльнских купцов в Лондоне отведён был особый Гостиный двор, называвшийся «Гильдейскою палатою» («Gildeballe»), впоследствии расширенный под новым названием «Стального двора» ганзейских купцов.

Торговля в розницу в Гостиных дворах была запрещена.

В России иноземные купцы, кроме Новгорода имели Гостиные дворы также и других городах.

В Архангельске Гостиный двор с биржей находился в историческом центре, на мысе Пур-Наволок.

В Астрахани было несколько Гостиных дворов — особых для каждого народа.

Верхнеудинская ярмарка была крупнейшей за Байкалом. Первое деревянное здание Гостиного двора было построено в 1791 году. 3 июня 1803 года на собрании купцов и богатых мещан Верхнеудинска было принято решение о строительстве каменного Гостиного двора, которое началось в 1804 году по проекту иркутского губернского архитектора Антона Ивановича Лосева (1763—1829) и продолжалось с большими перерывами, — только в 1856 году был сделан наружный карниз и крыша.

В Ейске гостиный двор был заложен в 1848 году. Сегодня является частью центрального городского рынка.

В Казани Гостиный двор располагался на некогда главной общественно-торговой площади (ныне площадь 1 Мая). Первое упоминание относится к 1566 году. Существует версия, что он был организован на месте базара времён Казанского ханства. С 1895 года в здании расположен городской музей (ныне — Национальный музей Республики Татарстан).

Здание не раз претерпевало разрушительные пожары. В советское время над двумя имевшимися этажами здания были надстроены ещё два, что существенно изменило его архитектурный облик. Эти этажи были разобраны при реконструкции здания в конце XX века.

В составе казанского Гостиного двора некогда действовала Гостинодворская церковь Николая Чудотворца, которая была закрыта и лишена верхней части в советский период.

Гостиный двор, занимающий целый квартал, — единственное в Калуге сооружение, в котором сочетаются мотивы русской архитектуры допетровского времени и «готического стиля».

По генеральному плану города Гостиный двор построили на месте старых торговых рядов, состоявших из бесчисленного количества отдельных лавок. Строительство Гостиного двора началось при жизни губернского архитектора П. Р. Никитина с возведения двух южных корпусов (1785—1789 годы), продолжилось при И. Д. Ясныгине, а последний корпус был достроен в 1824 году Н. Ф. Соколовым.

В течение своего полуторавекового существования ансамбль Гостиного двора претерпел много переделок. Значительные повреждения были ему нанесены во время Великой Отечественной войны. До недавнего времени объект находился на реставрации. В данный момент реставрация объекта окончена.

Гостиный двор в Костроме — один из главных архитектурно-исторических комплексов и достопримечательностей города.

Гостиный двор в Красноярске — крупное общественное здание города, построенное в стиле позднего классицизма.

В Москве каждый народ — англичане, греки и др. — имели свои гостиные дворы. Герберштейн, описывая город, упоминает об огромном каменном Гостином дворе, в котором купцы и жили, и товары свои на продажу выставляли; перец, шафран, шёлковые платки и прочие продавались здесь дешевле, чем в Германии. Этот Гостиный двор находился на площади Китай-города и при царе Фёдоре Иоанновиче разделялся на 20 особенных рядов. В 1791−1805 годах старый Гостиный двор, выходивший одной стороной на Ильинку, другой на Варварку, был перестроен по проекту архитектора Кваренги (здание сохранилось).

Во Пскове Гостиный двор находился позади города.

Родоначальником гостиных дворов в Рязани был городской торг, располагавшийся у подножья кремлёвских стен неподалёку от Рязанской проездной башни. Ныне на этом месте находится площадь 26 Бакинских комиссаров.

Первый регулярный гостиный двор был выстроен в XVIII веке в рамках строительства по новому, екатерининскому генеральному плану города. Тогда на «площади для построения каменных домов с лавками» началось возведение торговых корпусов «изрядной величины и фигуры». Затем, корпуса двора неоднократно перестраивались, достраивались и украшались. В настоящее время зданиях гостиного двора располагается городской зал камерной музыки, сувенирные лавки, кафе и рестораны.

Со временем, места на существующем дворе оказалось мало и в городе началось строительство новых торговых рядов. Возведены они были на месте уже существовавших деревянных Хлебных рядов. Новый гостиный двор представлял собой два длинных двухэтажных корпуса и четыре корпуса поменьше. Все вместе они образовывали кольцо с большой площадью в центре. Комплекс был выстроен в стиле классицизма с элементами русского зодчества. В зданиях располагались крытые галереи, вершины же венчали башенки с куполами и шпилями на них. Под зданиями — сеть складов с подземными ходами между постройками. В комплекс гостиного двора также входили купеческие особняки, выстроенные вокруг нового двора.

До настоящего времени сохранилось два основных здания в которые сегодня используется по назначению — в них располагается торговый комплекс «Городские ряды». Четыре малых здания не сохранились. Комплекс располагается на одной из главных площадей города.

Когда народонаселение на Адмиралтейской стороне стало возрастать и торговля стала сосредотачиваться здесь, каменный Гостиный (Мытный) двор был возведён архитекторами Г. И. Маттарнови и Н. Ф. Гербелем в 1719 году на берегу реки Мойки, у нынешнего Зелёного моста; двор этот сгорел при пожаре 1736 года.

В 1758 году последовал указ «о строении каменного Гостиного двора по плану обер-архитектора Растреллия»; лавки, выстроенные купцами, повелено отдать им в вечное и потомственное владение. Гостиный двор по адресу Невский проспект, дом № 35 окончательно отстроен к 1785 году по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота (сохранившего общую планировку Растрелли), фасад со стороны Невского проспекта декорирован в 1886—1887 годах по проекту Н. Л. Бенуа.
Названия его четырёх линий: Суконная (теперь Невская, выходит на Невский проспект), Зеркальная (теперь Садовая, выходит на Садовую улицу), Большая Суровская (теперь Перинная, выходит на Думскую улицу), Малая Суровская (теперь Ломоносовская, выходит на улицу Ломоносова, бывший Чернышёв переулок) указывали на назначение рядов.

В былой «столице Поволжья» Саратове при главной улице Московская существовали, но были утрачены два гостиных двора — Старый на Старо-Соборной (ныне Музейной) площади и Новый на Хлебной (ныне Театральной) площади.

В Тобольске Гостиный двор находился в историческом центре города. Начало строительству положено указом Петра I в 1702 году. Сегодня составляет единый историко-архитектурный ансамбль с Тобольским кремлём.

Каменный Гостиный двор Уфы был открыт летом 1866 года. В 1941 году, когда в Уфу были эвакуированы Серпуховская ткацкая и Ярцевская прядильная фабрики, в здании Гостиного двора образовался Уфимский хлопчатобумажный комбинат. Начало возрождению положил указ президента Республики Башкортостан «О мерах по обеспечению ускорения реконструкции здания бывших Торговых рядов в городе Уфе» от 11 августа 1995 года. Гостиный двор Уфы переоткрылся 11 октября 1999 года, сейчас он является центром торговли не только Уфы, но и всей Республики.

Каменный гостиный двор в Ярославле был построен в 1780-х годах и занимал четыре квартала, ограниченные улицами Казанской, Сретенской, Ростовской и Воскресенской. В 1818 году на месте рыночной площади был возведён новый Гостиный двор. Он занимал целый квартал и состоял из двух одноэтажных корпусов с открытыми галереями и круглого центрального павильона. Южный корпус был разрушен в 1918 году в результате артиллерийского обстрела Ярославля Красной армией.

История гостинодворской торговли

Вместе с учреждением гостиного двора правительство открывало таможню. На собранные пошлины строились гостиные избы для торговцев. С проживающих в гостиных избах купцов собиралась плата: избная и полавочная.

Гостиный двор представлял собой площадь, обнесённую забором. В центре двора строилась таможенная изба и постоялые избы. Для лошадей строили конские сараи. На площади устанавливалась важня — площадка с большегрузными весами, которые назывались вагами (от старонем. ).

Гостиный дом — помещение для хранения товаров. Длинное здание с галереей амбаров и лавок, часто двухэтажное. Амбары — общие помещения для хранения товаров. Лавки для одного или нескольких владельцев. Лавки по размерам делились на полные и полулавки. Размер полной лавки — две сажени. Полулавка имела размер одну сажень. Размеры лавок могли немного отличаться от стандарта.

В амбарах товары хранились в коробах и носильцах. Некоторые товары хранились без коробов — их вешали на шесты (например, сапоги).

Дворники гостиного двора наблюдали за порядком, собирали плату за помещения, отвечали за сохранность товаров, выдавали замки для арендаторов отдельных лавок. Дворники собирали с приезжих торговцев за избу избное, за амбары амбарное или амбарщину, за лавки полавочное.

Часто гостиные дворы и таможни отдавались в откуп. Иногда откуп брали на отдельный вид сборов или пошлин.

Все проезжие купцы должны были останавливаться в гостиных дворах, если они не имели собственного двора в посаде. Торговец мог продать свой товар с саней, или корабля, не разгружая товар в гостином дворе. Но в этом случае он должен был уплатить поворотный сбор.

Интерьер Гостиного двора, 2015 год

Линии Гостиного двора

Линия, у гостиных дворов — то же, что и торговый ряд применительно к части рынка; ряд торговых мест («лавок»), идущая по прямой линии вдоль городского проезда или (при внутреннем расположении) параллельно другим линиям. Названия линиям давались по типу предлагаемых товаров, либо по названиям улиц, на которые данный торговый ряд выходит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *