Развитие международных транспортных коридоров россии | экономика и бизнес: теория и практика
Печатнова А.П. Развитие международных транспортных коридоров России // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2020. — №8. — С. 115-118.
РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ РОССИИ
А.П. Печатнова, студент
Научный руководитель: Д.М.Матвеев, канд. экон. наук, доцент
Новосибирского государственного аграрного университета
(Россия, г. Новосибирск)
Аннотация. В статье рассматривается современное состояние и перспективы развития транспортных коридоров проходящих через территорию Российской Федерации. Проведена оценка доли транзита в общем объёме экспортно-импортных операций. Автором описываются основные цели и задачи, достижение которых планируется в рамках реализации «Транспортной стратегии России на период до 2030 года», выделяются основные препятствия развития международных транспортных коридоров.
Ключевые слова: международные грузоперевозки, международные транспортные коридоры, транзит, Российская Федерация.
Формирование и развитиемеждународных транспортных коридоров необходимо не только с коммерческой точки зрения, но и имеет экономическую, политическую, технологическую значимость. Именно благодаря международным транспортным коридорам появляется возможность синхронизации товарообмена между странами, уменьшается себестоимость грузоперевозок, возрастает возможность единовременного развития транспортной инфраструктуры в целом [1, 2, 3].
В настоящее время по территории России проходит 2 евроазиатских транспортных коридора («Трансcиб» и «Север-Юг»), «Северный морской путь», «Приморье-1», «Приморье-2», а так же панъевропейские транспортные коридоры №1, №2 и №9 (рис. 1).

Рис. 1. Схема международных транспортных коридоров России
В последнее время, в связи с ростом объёмов международных грузоперевозок, увеличивается роль транзита. В некоторых Европейских странах, таких как Чехия и Нидерланды значительную часть бюджета (около 40%) пополняют за счёт международного транзита. В России же эта статья доходов занимает значительно меньшую долю по сравнению с экспортом и импортом (рис. 2).

Рис. 2. Объём международных грузоперевозок в РФ за 2020 г., млрддолл
Учитывая получаемые выгоды, обеспечиваемые международным транзитом, Россия вышла с инициативой расширения панъевропейских транспортных коридоров и формирования системы сквозных евроазиатских внутриматериковых международных транспортных коридоров, возрождающих на новом технологическом уровне бывшие караванные направления между Европой и Азией, а также Великий Волжский путь [4].
Разработанная Министерством транспорта РФ «Транспортная стратегия России на период до 2030 г.» предусматривает:
— формирование опорной транспортной сети без разрывов и узких мест;
— ликвидацию диспропорций в уровне развития транспортной инфраструктуры в отдельных регионах страны;
— реализацию приоритетных инфраструктурных проектов, обеспечивающих единство транспортной системы;
— развитие опорной транспортной сети на принципах национальных транспортных коридоров;
— стыковку национальных транспортных коридоров с МТК европейскойи азиатской транспортными систем [5].
В соответствии с описанной стратегией и в рамках программы «Развитие транспортной системы Российской Федерации» планируется усовершенствовать транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2», что будет являться первым шагом в реализации проекта «Шелковый путь» и создании транспортной инфраструктуры нового качества.
Восточный порт уже включён в транспортный коридор «Приморье-1» (Харбин – Муданьцзян – Суйфэньхе – Пограничный (Дунин-Полтавка) – Уссурийск – порты Владивосток, Восточный, Находка – порты стран АТР). Он соединяет Приморский край и северные провинции Китая. Его основным предназначением является перевозка контейнерных грузов в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. С появлением МТК «Приморье-1» существенно сократилась протяжённость маршрута перевозки транзитного груза, теперь он составляет около 500 км, против 1,3 тыс. км, ранее.
Так же, начались перевозки контейнерных грузов в Китай по МТК «Приморье-2», на начальном этапе его пропускная способность составляет до 120 контейнеров в день. Планируется что МТК «Приморье-2» свяжет порты юго-запада Приморья и провинции Китая.
Дальнейшее развитие МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» позволит существенно увеличить пропускную способность железных дорог в данном регионе. Общая сумма инвестиций, необходимых для реализации этих проектов составляет более 200млрд руб., из них 30 млрд руб. на «Приморье-2» и 172 млрд руб. на «Приморье-1». Планируемая структура инвестиционного капитала предусматривает привлечение средств не только из бюджетов регионального и федерального уровней, но и значительные объёмы частных инвестиций.
В качестве основных препятствий для развития МТК можно выделить: таможенные проблемы, разная степень готовности отдельных сегментов инфраструктуры к обслуживанию растущего грузопотока, отсутствие возможности оперативного реагирования на изменения рынка с помощью тарифной составляющей и единой системы государственного регулирования транзитных перевозок грузов, а также единого правового и информационного пространства [6].
Существенную роль в системе международных транспортных коридоров России играет Сибирский Федеральный округ и проходящая через него Транссибирская железнодорожная магистраль. Для данной территории необходимо наличие транспортной инфраструктуры способной перемещать грузы в короткие сроки на большие расстояния и с возможностью увеличения объёмов перевозок при сдержанном росте тарифных ставок. Для этого требуется развитие железнодорожного транспорта, которое осуществимо, только при организации строительства новых железнодорожных путей в районах промышленной добычи минерально-сырьевых ресурсов. Существенная роль отводится модернизацииуже имеющейся железнодорожной инфраструктуры, что позволит обеспечить необходимую пропускную способность транспорта. Реализация данных направлений будет способствовать интеграции отечественного транспорта в международные транспортные системы [7, 8].
Одним из способов достижения этой цели является вовлечение России в международный транзит. На практике это расшивка узких мест Транссибирской магистрали, основная часть которой проходит через Сибирский Федеральный округ, строительство новых сортировочных станций для увеличения пропускной способности, увеличение парка тягового подвижного состава [9].
Таким образом, благодаря реализации двух направлений: усовершенствованию коридоров «Приморье-1», «Приморье-2» и интеграции Сибирского Федерального округа в МТК, Россия сможет в полной меререализовать свой транзитный потенциал в рамках системы международных транспортных коридоров.
Библиографический список
1. Макарова Ю.Ю. Современное состояние и перспективы увеличения экспорта зерна из Сибири / Д.М. Матвеев, Ю.Ю. Макарова // Тенденции социально-экономического развития регионов: сборник статей Междунар. научн-практ. конф. – Уфа: Аэтерна, 2020. – С. 86-90.
2. Колбина Е.С. Роль логистики распределения в успешном продвижении продукции на рынке круп / Д.М. Матвеев, Е.С. Колбина // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – №1 – С. 46-54.
3. Матвеев Д.М. Роль транспортных затрат в повышении конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке / Логистика сегодня. – 2020. – №2. – С. 122-128.
4. Гончаренко С.С. Международные транспортные коридор и интеграция стран ШОС // Восточная аналитика. – 2020. ‑№1.
5. Прокофьева Т.А. Развитие системы российских и евроазиатских транспортных коридоров // Восточная аналитика. – 2020. ‑ № 1.
6. Алклычев А.М.,Зоидов К.Х., Медков А.А., Зоидов З.К. Трансазиатские транспортные коридоры и развитие транспортной системы России // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2020. ‑№3. –С. 55-63.
7. Matveev D.M. Current state of production and finance development of scientific and technological progress in agriculture / European Researcher. – 2020. – Vol.(81), № 8-2. – P. 1532-1545.
8. Крохта М.Г. Совершенствование механизма поставки запасных частей в сельском хозяйстве / А.Т. Стадник, Д.М. Матвеев, М.Г. Крохта, П.П. Холодов // АПК: экономика, управление. – 2020. – №2. – С. 43-49.
9. Савченко Е.Е. Перспектива участия Сибирского Федерального округа в международном транспортном коридоре как форма инновационного развития экономики региона // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2020. – №6. – С. 54-57.
DEVELOPMENT OF THE INTERNATIONAL TRANSPORT
CORRIDOR OF RUSSIA
APPechatnova, student
Novosibirsk state agrarian university
(Russia, Novosibirsk)
Abstract. The article discusses the current state and prospects of development of transport corridors passing through the territory of the Russian Federation. The estimation of the share of transit in the total export and import operations. The author describes the main goals and objectives, the achievement of which is planned as part of the «Transport Strategy of Russia until 2030», highlights the main obstacle to the development of international transport corridors.
Keywords: international freight, international transport corridors, transit, Russian Federation.
Российские международные транспортные коридоры
В основу системы российских MTK (рис. 5.2) положены Панъевропейские транспортные коридоры и участки евроазиатских TK, проходящие по территории России. Эта система включает два транспортных коридора евроазиатского направления («Север — Юг» и «Транссиб»), Северный морской путь, участки Панъевропейских транспортных коридоров № 1, 2 и 9, а также коридоры, связывающие северо-восточные провинции Китая через российские морские порты Приморского края с портами стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Каждый МТК имеет собственное обозначение.
Коридор «Север — Юг» (NS). Направление данного МТК -Индия, Пакистан, Иран, страны Персидского залива — Каспийское морс — европейская часть Российской Федерации — страны Восточной, Центральной и Западной Европы. Правовой основой этого проекта является межправительственное Соглашение о международном транспортном коридоре «Север — Юг», подписанное Россией, Индией и Ираном в Санкт-Петербурге 12 сентября 2000 г.
Основной целью создания МТК «Север — Юг» является обеспечение транзитных перевозок грузов между странами Каспийского бассейна, Персидского залива, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии и государствами Северо-Западной Европы с использованием российской транспортной инфраструктуры.
Коридор «Транссиб» (TS) имеет направление Центральная Европа — Москва — Екатеринбург — Красноярск — Хабаровск — Владивосток / Находка. Данный МТК имеет ответвления на Санкт-Петербург, Киев, Новороссийск, Казахстан, Монголию, Китай и Корею. На территории России и сопредельных стран он сопрягается с общеевропейскими коридорами № 2, 3 и 9.
Коридор «Северный морской путь» (SMP) имеет направление Мурманск — Архангельск — Кандалакша — Дудинка.
Коридор «Приморье-1» (PR1) имеет направление Харбин — Гродеково — Владивосток / Находка / Восточный — порты Азиатско-Тихоокеанского региона.
Коридор «Приморье-2» (PR2) имеет направление Хуньчунь — Краскино — Посьет / Зарубино — порты Азиатско-Тихоокеанского региона.
Панъевропейский транспортный коридор № 1 (РЕ 1)на территории России представлен ответвлением от полосы основного коридора и имеет направление Рига — Калининград — граница с Польшей (на Гданьск).
Панъевропейский транспортный коридор M 2 (РЕ 2) имеет направление Берлин — Варшава — Минск — Смоленск — Москва — Нижний Новгород — Екатеринбург и на территории России полностью включен в МТК «Транссиб».
Панъевропейский транспортный коридор № 9 (РЕ 9) на территории России имеет направление: граница с Финляндией (от Хельсинки) — Санкт-Петербург — Москва — граница с Украиной (на Киев), а также ответвления: Санкт-Петербург — граница с Белоруссией (на Витебск) и граница с Литвой (от Вильнюса) — Калининград. Участок от границы с Финляндией до Москвы полностью включен в МТК «Север — Юг».
Рис. 5.2. Схема основных международных транспортных коридоров Российской Федерации
Дизайн комнаты