Изготовление и монтаж гипсовой лепнины
Сам процесс изготовления гипсовой лепнины довольно прост.
Для изготовления лепных элементов вам потребуется:
- строительный гипс;
- клей ПВА;
- разделительная смазка на силиконовой или восковой основе.
Таблица 2. Пошаговая инструкция по изготовлению и монтажу.
Шаги, иллюстрации | Описание действий |
---|---|
Подготовленные и тщательно просушенные формы очищают от пыли и загрязнений. Наносят на внутреннюю поверхность кистью или с помощью распылителя слой разделительной смазки. Следите за тем, чтобы все участки были тщательно обработаны, но смазка не скапливалась в углублениях. Из плохо смазанной формы достать отливку без повреждений будет невозможно. Формы после смазки составляют рядом так, чтобы сразу залить в них разовую порцию раствора. Стоять они должны строго горизонтально, иначе основание получится неровным. | |
Замешивают гипсовый раствор. Для лепнины лучше брать гипс марок Г4-Г7, он быстро схватывается и обладает высокой прочностью в готовых изделиях. Сухой порошок насыпают в прочную емкость достаточного размера. Готовят строительный миксер. Если его нет – подойдет шуруповерт с насадкой от бытового миксера. Воду комнатной температуры смешивают с клеем ПВА, после чего небольшими порциями вливают ее в сухой гипс и начинают перемешивать. Консистенция готового раствора должна быть не гуще кефира. Раствор быстро заливают в подготовленные формы, пробивают с помощью мягкой кисти и выравнивают шпателем. | |
Раствор схватывается быстро, но для полного застывания ему требуется несколько часов. При высыхании гипс белеет. Отливку достают из формы, аккуратно постукивая по ее дну. Если форма хорошо промазана, обычно не возникает проблем. Готовое изделие кладут на ровную сухую поверхность для окончательной просушки и набора прочности, обычно для этого хватает 24 часов. | |
Если на поверхности заготовки есть огрехи, их зачищают мелкозернистой шкуркой – нулевкой. Раковины можно аккуратно подмазать гипсовым раствором. На задней части заготовок нужно сделать риски – они улучшат сцепление с основой при монтаже лепнины. Сметают с заготовки гипсовую пыль и грунтуют ее. При этом на заднюю поверхность наносят чистую грунтовку под покраску, а на внешнюю – смесь грунтовки с краской в соотношении 1:1. После высыхания можно покрасить внешнюю сторону лепнины интерьерной краской в один или несколько слоев. | |
Слишком массивные элементы дополнительно крепят с помощью нескольких саморезов. Для этого в лепнине аккуратно высверливают отверстие, после чего по ним размечают потолок, делают там отверстия и вставляют дюбеля. Закручивают саморезы, утапливая шляпку в лепнине, после чего заделывают отверстия гипсовым раствором или шпаклевкой и окрашивают лепнину. |
Дизайн потолка с помощью элементов лепнины – процесс творческий и очень кропотливый
Слишком массивные элементы дополнительно крепят с помощью нескольких саморезов. Для этого в лепнине аккуратно высверливают отверстие, после чего по ним размечают потолок, делают там отверстия и вставляют дюбеля. Закручивают саморезы, утапливая шляпку в лепнине, после чего заделывают отверстия гипсовым раствором или шпаклевкой и окрашивают лепнину.
Инструкция по монтажу лепного плинтуса на потолок в картинках
Материал №2: декоративные гипсовые элементы
Потолки с гипсовой лепниной традиционны для классических стилей дизайна.
Гипсовая и алебастровая лепнина является классическим, традиционным вариантом потолочного декора. Ею украшали свои дворцы сначала древние египтяне, потом греки, а затем и римляне.
Использование лепнины в античном стиле.
Эти народы сделали модным украшение жилища гипсовыми и алебастровыми фигурами легендарных героев и богов.
Первые формы для отливки гипсовой лепки были изобретены в античные времена.
Именно в античный период были изобретены первые формы, дававшие возможность лить декоративные готовые детали. В эпоху Возрождения подзабытая традиция украшения потолка лепниной была восстановлена и использована в классических стилях дизайна: античном, барокко, рококо, ампир.
Художественный потолок в одном и залов Зимнего Дворца.
Лепной потолок в эстетике неоклассики.
С тех самых пор практически ничего не изменилось, потому что технология, как показало время, оказалась простой и совершенной. Так, сейчас эстетику художественного потолка активно использует дизайн в стиле неоклассика.
Гипс, как материал для лепнины, по многим показателям выигрывает у пенопласта:
- Он после застывания преобразуется в твердый и плотный состав.
- В то же самое время материал легко обрабатывается: режется, шлифуется, сверлится.
Резаком можно проработать детали рисунка.
- При помощи резака вы можете во всех, даже самых мелких деталях, проработать каждое углубление, каждый завиток рисунка. Узор затем доводится до совершенной красоты с помощью мелкозернистой наждачки.
Итогом работы становится оригинальный декор, которым не зазорно украсить любое шикарное жилище.
Из декоративных гипсовых элементов можно составлять очень сложные композиции.
- Гипсовая и алебастровая лепнина создают объемный и четкий рельеф. Его можно составлять в очень сложные и оригинальные композиции.
- Такому декору можно придавать при помощи литья любую форму.
- Материал не горючий.
Сложно представить, что такой потолок может кому-то не понравиться.
- Полученный художественный потолок смотрится прекрасно и может удовлетворить любые, даже самые изысканные требования.
- Еще одно очень важное достоинство материала – гипс способен выдержать средние механические воздействия. Повредить либо проткнуть изделия из него, как пенопластовые аналоги, очень трудно.
На фото – реставрация гипсовой лепнины.
- Даже если что-то случится с таким декором, его всегда можно реставрировать.
О недостатках гипса:
- Монтировать лепнину из гипса достаточно сложно. Для этого необходимы определенные навыки, а также трудовые и временные затраты. Однако результат работы оправдывает все «мучения».
- Гипсовый декор с течением времени может желтеть.
Ударных нагрузок гипс не выдерживает.
- Материал хрупкий и не выдерживает ударных воздействий.
- Помимо всего прочего он гигроскопичный, поэтому хорошо впитывает и отдает воду. Эта особенность, а также температурные перепады, способствует началу процесса разрушения материала.
Материал боится воды и от нее разрушается.
Декор начинает крошиться, на нем появляются мелкие трещины, которые при последующем расширении разрушают его. Восстановлению элемент при этом не подлежит.
Вы можете продлить и без этого продолжительный срок службы гипсового декора. Для этого украшения следует покрыть слоем краски. Лучше всего для данной цели подходит акриловый водно-дисперсионный состав. Окрашенный потолок с лепниной можно будет даже мыть.
Элементы лепного декора
Лепнина – это общее название рельефных деталей, используемых в декоре потолка. Они могут быть украшены геометрическими узорами или растительным орнаментом, выпуклыми рисунками на любую тематику. Как правило, в отделке классического стиля используют традиционные элементы.
Элементы лепнины
- Карнизы. Наиболее часто используемый элемент лепного декора, служит для отделки угла между стеной и потолком. Может быть как гладким, так и рельефным, часто карнизы украшают орнаментом. Декоративный карниз вплотную прилегает к стене и потолку, не оставляя между ними щелей.
Отдельно нужно рассказать о карнизах скрытого освещения. Их, как правило, делают из готовых полиуретановых элементов и крепят к плоскости стены, оставляя зазор в 50-60 мм до потолка. Внутри карниза предусмотрена ниша для крепления светодиодной ленты. С помощью этого элемента создается встроенная подсветка и эффект парящего потолка.
- Молдинги. Декоративные планки, гладкие или с орнаментом, часто используются вместо карнизов для придания законченности верхней части стен. Также их применяют, чтобы скрыть отдельные дефекты потолка или выделить балки, ниши либо перепады уровня.
- Угловые элементы. Дополняют карнизы и молдинги в отделке стыка стен и потолка. Как правило, продаются в комплекте с карнизом (угловые элементы при этом повторяют узор карниза). Иногда мастера успешно сочетают гладкие карнизы и углы с орнаментом и наоборот.
- Консоли. Поддерживающие элементы, часто венчают выступы и колонны, отделку каминов и декоративных панно. В отделке потолка используются совместно с карнизом для разделения потолочного пространства, для визуальной поддержки потолочных балок.
- Розетки. Декор круглой или овальной формы, гладкий или с орнаментом. Розетки устанавливают в месте крепления светильника или люстры. При этом следует соблюдать правило: диаметр розетки должен быть меньше габаритов люстры, чтобы не отвлекать от нее внимание.
- Купола. Элементы в форме полусферы, создающие в потолке углубление в виде купола. Придают ощущение простора и высоты, а в сочетании с другими элементами визуально изменяют габариты комнаты. В центре купола можно повесить светильник и за счет фокусировки света увеличить освещенность комнаты. Купола обычно применяют в декоре подвесных конструкций.
- Кессоны. Прямоугольный или квадратный аналог купола, создает в потолке углубление в виде ниши. Служит для зонирования и придания потолку объемности и глубины. В центре также можно разместить осветительные элементы.
- Орнаменты. Небольшие декоративные детали, дополняющие основную лепную отделку. Могут повторять растительный орнамент карниза или розетки либо создавать оригинальный рисунок. С помощью элементов орнамента можно выделить отдельные участки потолка или создать сложные композиции.
- Барельефы и панно. Лепной рисунок на отдельном участке потолка. Как правило, имеет законченную идею и композицию, но может быть и отдельным участком сложного узора. При декоре потолка с помощью панно важно выбрать его размер так, чтобы он был достаточно выразительным и в то же время не затмевал собой остальные элементы.
Создать единый образ из отдельных элементов – нелегкая задача, с ней не всегда справляются даже опытные дизайнеры. Поэтому прежде чем приступать к изготовлению лепнины и монтажу ее на потолок, стоит нарисовать эскиз или подобрать подходящий вариант готовой отделки. Несколько фотографий с примерами лепнины приведены ниже.
Пример лепнины
Лепнина на потолке
Оформление потолка лепниной
Красивая лепнина на потолке