: описание развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста
Анна Филимонова
Описание развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста
Описание развивающей предметно — пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста.
Развивающая предметно — пространственная среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе. Для детей старшего дошкольного возраста среда раскрывается новыми гранями, степенями свободы, которые ребенок может освоить или отбросить. Среда в старшей группе – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование, историческая эпоха. Она достаточно разнообразна и насыщена, изменчива и динамична. Дошкольнику предоставляется значительная свобода и самостоятельность. Это позволяет определять и проявлять отношение к среде, воспринимать ее по-своему, подражать, комбинировать, создавать. Характерным для модели этой группы является и «перетекание»мини-сред : из художественно-преобразующей в опытно-экспериментальную, из эмоционально-рефлексивной в культурно-коммуникативную. Такой подход обеспечивает более глубокое понимание происходящих вокруг явлений, событий.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Развивающая предметно — пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по зонам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Центры или зоны при желании и необходимости, легко трансформируются. То есть предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять.
Групповая комната представлена тремя зонами : рабочей, активной и спокойной.
Рабочая зона: (занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности) : центр познавательной и исследовательской деятельности, центр продуктивной и творческой деятельности, центр сенсорики.
Активная зона (занимает самую большую площадь в группе)включает в себя: центр игры, центр двигательной деятельности, центр конструирования, центр музыкально — театрализованной деятельности.
Спокойная зона: центр книги, центр отдыха, центр природы.
Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Необходимы материалы, учитывающие гендерные различия — интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам — детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.
Важно иметь большое количество «подручных»материалов: веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.
В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой. Это: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а также материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная развивающая предметно – пространственная и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в группе должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. В ходе реализации образовательного процесса необходимо соблюдать принцип интеграции образовательных областей с помощью, развивающей предметно — пространственной среды группы и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно — пространственной среды.
Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей.
Таким образом, создавая развивающую предметно – пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательной деятельности, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения, и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Содержание центров
Центр патриотического воспитания
Задачи: всесторонне изучение родного города, края, страны; расширение области социально-нравственных чувств и ориентаций, пробуждение любви к родному городу, краю, России, воспитание патриотических чувств, чувства любви к родному городу.
Наполняемость центра:
— тематические альбомы: «Наш детский сад», «Семья», «Наш город», «Россия»;
— художественная литература (стихи, рассказы, произведения о родном крае, России);
— дидактические игры по краеведению;
— лэпбук «Мой Перевоз»
— флаг, гербы и другая символика города Перевоз и России; Фотография президента РФ;
— тематические альбомы («Предметы русского быта«, «Игрушки в прошлом и настоящем» и др.);
— видеролики, диски с записью природы родного края, достопримечательностей родного города, достопримечательностей других городов России.
Центр природы
Задачи: стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.
Наполняемость центра:
— дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира;
— модели строения растений, признаков живого, фенологических изменений в природе;
— альбомы, фотографии, иллюстрации, картины, видеофильмы, презентации с изображением сред обитания, объектов живой и неживой природы;
— календарь погоды и природы;
— гербарии;
— картотеки стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе;
— рисунки о природе и поделки детей из природного материала;
— макеты;
— инвентарь для ухода за растениями и животными: лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, совочки, горшочки, передники, нарукавники;
— инвентарь для посадки семян и рассады;
— «огород на окне»;
— алгоритм выполнения трудовых операций по уходу за комнатными растениями, другими живыми объектами;
— лэпбук «Берегите природу»
Театральный центр
Задачи: развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений; формирование навыков речевого общения, наиболее полного перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации; развитие творческого воображения и подражательности, работа над выразительным исполнением ролей; обучение использованию в речи слов и выражений, необходимых для характеристики персонажей.
— ширма;
— дидактические игры, направленные на развитие творческих, артистичных способностей;
— картотека мини — сценариев детских постановок;
— тематические альбомы о театре;
— стойка-вешалка для костюмов;
— костюмы, маски, шапочки, атрибуты для театрализации сказок;
— разные виды театра:
• перчаточный;
• плоскостной;
• стержневой;
• кукольный;
• настольный;
пальчиковый;
— аудиозаписи детских песен;
— аудиозаписи различных звуков окружающего мира;
— пиктограммы с настроением; эмоциями.
Центр творчества
Задачи: развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.
Наполняемость центра:
— репродукции картин, произведения графики, альбомы;
— книжки-раскраски с образцами;
— картотека тематических книжек-раскрасок;
— альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись», и др. ;
— дидактические игры для развития творческих способностей;
— цветная и белая бумага, картон, ватман, наклейки, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка, кусочки ткани, ваты, ватные палочки, диски;
— восковые и акварельные краски, мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, губки, угольный карандаш;
— глина, пластилин, тесто, наборы для детского творчества;
— материалы для декора: бусины, семена, фантики, тесьма, фольга;
— инструменты: кисти различные, ножницы, палитры, доски для лепки, печатки, валик, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам;
— панно для выставки детских работ, магнитная доска;
— клееночки, разносы, непроливайки, подставки.
Центр безопасности дорожного движения
Задачи: закреплять правил дорожного движения. Формировать умение детей применять полученные знания в совместной игровой деятельности.
Наполняемость центра:
— подборка книг, иллюстрации с различными видами транспорта;
— дидактические игры;
— картотека наблюдений;
— картотека подвижных игр;
— информативные плакаты из серии «Я и улица», «Мой друг — светофор»;
— видеофильмы, презентации;
— игрушки: транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика;
— макет улицы «Моя безопасная дорога в детский сад»;
— напольный коврик с разметкой улиц и дорог;
— дорожные знаки.
Физкультурный центр
Задачи: продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки, телесную рефлексию. Поддерживать интерес к разным видам спорта. Развивать двигательную активность детей.
Наполняемость центра:
— тематический альбом «Виды спорта»;
— альбомы и фотографии с известными спортсменами;
— картотеки игр: подвижных, малой подвижности; на развитие дыхания;
— картотеки гимнастики, физминуток;
— спортивный инвентарь (кегли, мячи, обручи, дуги, пластмассовые гантели, «кольцеброс» и др.)
— нетрадиционное спортивное оборудование;
— массажные дорожки.
Центр конструирования
Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).
Наполняемость центра:
— модели, схемы;
— фотоматериалы, иллюстрации городов, мостов, улиц и т. п;
— макеты города, железной дороги, улиц и т. п;
— наборы конструкторов: крупногабаритный, напольный, конструктор типа «лего», мелкий, средний;
— мозаики крупные, средние, мелкие;
— пазлы;
— игрушки для обыгрывания построек.
Центр музыки
Задачи: развитие музыкальных способностей и творческих проявлений; совершенствование навыка игры на металлофоне, гармошке, губной гармошке; развитие музыкального слуха, внимания, эмоциональной отзывчивости; приобщение детей к истокам народного творчества.
Наполняемость центра:
— музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство детей с музыкальными инструментами, музыкальным творчеством;
— портреты композиторов;
— магнитофон, комплект дисков;
— детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, бубен, губная гармошка, маракасы, трещотка, деревянные ложки и др.
— звучащие предметы – заместители из бросового материала;
— музыкальные шкатулки, игрушки;
— музыкальные кубы.
Центр «Сенсорика»
Задачи: укреплять развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, способствовать развитию речи и моторики, снятию мышечного и эмоционального напряжения; активизировать процессы мышления, внимания, восприятия, памяти.
Наполняемость центра:
— материалы и игры для развития тактильных ощущений, мелкой моторики; (различного вида шнуровки, застёжки, прищепки, пуговицы, бусы, лабиринты, счёты, конструкторы из мелких деталей, логические игры и т. д.)
— дидактические игры, способствующие развитию речи;
— для формирования зрительного восприятия разработаны игры с прищепками. пуговицами, фишками разных геометрических форм и цветов, счёты с цветными бусами, сортеры, разнообразные головоломки;
— пособия и материалы для счета (комплекты цифр, математических знаков, геометрические фигур.
Также в групповом помещении располагается интерактивная доска, это позволит организовать работу с моделями, видеоматериалами, презентациями, схемами по любому направлению.
Представленная модель предметно-развивающей среды создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие.