Проекта южный газовый коридор

Азербайджанский мегапроект ЮГК объединяет страны региона — новые возможности и перспективы

Долгосрочная энергетическая стратегия Азербайджана: Албания стремится подключиться к Южному газовому коридору

Президент Азербайджана Ильхам Алиев сообщил, что ведутся консультации с партнерами о расширении «Южного газового коридора», который состоит из газопроводов TAP и TANAP. Сегодня, 1 октября, по новому греческому интерконнектору от «Южного газового коридора» газ начал поступать в Болгарию.

«Южный газовый коридор» проходит от Баку до Италии через территории Грузии, Турции, Греции, Албании. По нему идет газ с азербайджанского месторождения Шах-Дениз. TAP — Трансадриатический газопровод, TANAP — Трансанатолийский газопровод. TANAP и TAP являются составными частями «Южного газового коридора».

Господин Алиев принял участие в прошедшей в Софии церемонии, посвященной запуску газового интерконнектора. «Мы уже начали проводить консультации с партнерами, посвященные расширению пропускной способности трубопроводов TANAP с 16 до 32 млрд куб. м (газа.— «Ъ») в год и TAP с 10 до 20 млрд куб. м. Без этого будет сложно обеспечить дополнительные поставки газа»,— заявил президент Азербайджана (цитата по ТАСС).

«Южный газовый коридор» открыли в Баку в мае 2018 года. Изначально проект предусматривал транспортировку 10 млрд куб. м азербайджанского газа в Европу. Газ в Болгарию будут поставлять с месторождения Шах-Дениз в азербайджанском секторе Каспийского моря. Болгарская госкомпания Bulgargaz EAD и консорциум «Шах-Дениз» заключили контракт на поставку 1 млрд куб. м. газа.

Проект ЮГК  предусматривает создание газопроводной инфраструктуры для транспортировки 10 млрд м3/год газа из Азербайджана через Грузию и Турцию.

Южный газотранспортный коридор (Southern Gas Corridor) — это сокращенный вариант проекта Набукко, включающий Южно-Кавказский газопровод (Баку-Тбилиси-Эрзурум), турецкий Трансанатолийский газопровод (TANAP) и Трансадриатический газопровод (TAP) с направлением в Южную Европу.

Проекта южный газовый коридор

Проект ЮГК включает создание газопроводной инфраструктуры для транспортировки 10 млрд м3/год газа из Азербайджана через Грузию и Турцию в Европу.

Основными составляющими ЮГК являются 2я фаза разработки месторождения Шах-Дениз, расширение Южно-Кавказского газопровода, строительство Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического (ТАР) газопроводов.

Пропускная способность Tanap составит как минимум 16 млрд м3/год:

МГП TANAP протяженностью 1802 км пройдет по территории Турции и состыкуется с МГП TAP на турецко-греческой границе.

Общая протяженность TAP составляет 878 км, из которых 550 км проходят через северную часть Греции, 215 км — Албанию, 105 км — Адриатическое море и 8 км — через Италию.
Акционерами TAP являются BP (20%), SOCAR (20%), Snam (20%), Fluxys (19%), Enagas (16%) и AXPO (5%).
Для Евросоюза ЮГК — это приоритетный проект, необходимый для диверсификации поставок газа.
Самой большой проблемой ЮГК все еще не перестают быть финансирование и окупаемость.
Заявленная стоимость проекта — около 45 млрд долл. США.
Стоимость строительства TANAP и TAP — больше 14 млрд долл. США.

Проект ЮГК завершил 2016 г. с убытком на 98 млн манатов, убыток SOCAR составил 49 млн манатов.
МГП TANAP полностью готов к поставкам азербайджанского газа в Европу.

Официальное открытие ЮГК состоялось 29 мая 2018 г. в г. Баку

Строительство завершающего сегмента ЮГК — МГП TAP — в 2019 г. продолжается.
На 16 мая 2019 г. МГП TAP был построен на 87%.
Начало коммерческих поставок природного газа из Азербайджана в Европу по ЮГК ожидается в 2020 г., после ввода в эксплуатацию МГП TAP.

Система магистральных газопроводов (МГП) Южный газовый коридор (ЮГК) позволит экспортировать из Каспийского региона в Европу гораздо большие объемы газа, чем предполагалось по проекту.

Об этом 2 июня 2017 г сообщил вице-президент по инвестициям и маркетингу SOCAR В. Беглярбеков.

Максимальные возможности поставок природного газа по ЮГК будут существенно выше, чем обозначенные проектные.

Проектная пропускная способность (пропускная мощность) ЮГК составляет 31-32 млрд м3/год газа.

Это запланированное расширение, которое будет происходить в соответствии с графиком к концу 2026 г — началу 2027 г.

Однако за счет добавления компрессорных станций (КС) и изменения технологических параметров работы мощность трубопровода, может быть доведена до 50-60 млрд м3/год газа.

В этом случае встает вопрос о ресурсной базе для заполнения ЮГК.

Проект ЮГК предусматривает, что на 1м этапе источником газа для ЮГК станет 2я фаза разработки месторождения Шах-Дениз в Азербайджане.

В целом Азербайджан в ближайшие 10 лет планирует выйти на уровень добычи природного газа в 40-45 млрд м3/год.

Но потребности в природном газе растут и в самом Азербайджане, соответственно, какие объемы будут поставлены на мировой рынок, SOCAR пока не озвучивает.

Соответственно, поставлять свой газ для ЮГК смогут и другие страны Каспийского региона и Центральной Азии.

Азербайджан в данном вопросе не ориентируется на какие-то одни источники, сказал В. Беглярбеков.

Своего интереса к ЮГК не скрывает Туркменистан, который стремится упрочить свои позиции как серьезного экспортера газа.

О конкретных поставках говорить пока рано, но ЮГК открыт для всех заинтересованных сторон.

Но, как ранее заявляли в SOCAR, Азербайджан не против подключения дополнительных источников газа, но только при наличии долгосрочных соглашений о транзите.

Это и понятно, ведь проект получается дорогостоящим.

Стоимость ЮГК оценивается в 45-47 млрд долл США, из них доля Азербайджана составляет 13 млрд долл США.

Напомним, что Проект ЮГК предусматривает создание газопроводной инфраструктуры для транспортировки 10 млрд м3/год газа из Азербайджана через Грузию и Турцию в Европу.

Протяженность МГП ТАР составит 871 км, газопровод пройдет по территории Греции, Албании, по дну Адриатического моря, а затем направлен на юг Италии.

ГТС Южный коридор позволит направить на юг и в центр России, и в Турецкий поток дополнительные объемы газа

Система газопроводов Южный коридор позволит:

Проекта южный газовый коридор

ГТС Южный коридор — это расширение Единой системы газоснабжения (ЕСГ) РФ.

Начало реализации проекта — 2010 г.

ГТС «Южный коридор» пройдет по территории 8 российских регионов и будет состоять из 2 составляющих:

1й этап — реализация Западного маршрута, который пройдет по территории Воронежской, Ростовской областей и Краснодарского края.

2й этап — Восточный маршрут, который протянется по Нижегородской области, Мордовии, Пензенской, Саратовской, Волгоградской областям и соединится с

Западным маршрутом на территории Ростовской области и Краснодарского края.

Проекта южный газовый коридор

Проект «Южный поток»

Проекта южный газовый коридор

Проект Турецкий поток

Основные характеристики ГТС.

Общая протяженность — 2506 км.
В рамках реализации проекта предполагается строительство 10 компрессорных станций (КС).
Срок ввода в эксплуатацию проекта — декабрь 2019 г.
1й этап (западный участок) предполагает строительство ГТС «КС Писаревка (Воронежская область) — КС Русская (Краснодарский край)» протяженностью 880,6 км
Общая протяженность газопроводов (диаметр труб 700 — 1400 мм), включая перемычку КС «Кубанская» — КС «Кореновская»
КС Русская, которая станет головной компрессорной станцией морского участка МГП Турецкий поток, будет построена в Анапском районе Краснодарского края и станет самой мощной в мире.
Проектируемая мощность станции — 448 МВт.

Проекта южный газовый коридор

Проектируемая КС Русская
В рамках 1го этапа также предусмотрено строительство перемычки от КС Кубанская до КС Кореновская .
Кроме того, предусматривается реконструкция существующего коридора Петровск — Писаревка.
574 МВт — Общая проектная мощность КС 1 этапа
57 км — Перемычка КС «Кубанская» – КС «Кореновская» (трубы Ø700 мм).
Компрессорные станции /Оборудование / Единиц Мощность, МВт
— «Писаревка» ГПА-Ц6 . 3 / 6, ГТК-10-4 / 8, ГПА-16 / 7* 229,8
— «Шахтинская» ГПА-25 / 5 125
-«Кореновская» ГПА-25 / 5 125
— «Казачья» ГПА-25 / 4 100
— «Русская» ГПА-32 / 7 224/
Завершить строительство предполагалось к 2015 г для синхронизации с планами по запуску 1й очереди МГП Южный поток.

2й этап проекта (восточный участок) включает строительство ГТС КС Починки (Нижегородская область) — КС Русская, протяженностью 1612 км в существующем коридоре Починки — Изобильное — Северо-Ставропольское ПХГ.
942 МВт — общая проектная мощность RC
1 625,6 км — общая протяженность газопроводов (Ø труб 800 — 1 400 мм)
КС/ Оборудование / Единиц Мощность, МВт
— «Починки» ГПА-16 / 6 96
— «Мокшанская» ГПА-25 / 6 150
— «Петровск» ГПА-16 / 5 80
— «Жирновская» ГПА-16 / 4 64
— «Волгоградская» ГПА-16 / 4 64
— «Сальская» ГПА-16 / 4 64
— «Кореновская» ГПА-25 / 4 100 / 225*
— «Казачья» ГПА-25 / 4 100 / 200*
— «Русская» ГПА-32 / 7 224 / 448*

Ход реализации
В настоящее время в рамках реализации проекта осуществляется оптимизация трасс газопроводов, проводятся инженерные изыскания, проектирование линейной части газопроводов и компрессорных станций.

Для координации действий по реализации проекта между Газпромом и региональными органами власти создаются рабочие группы по строительству газотранспортной системы.

Другие варианты дизайна:  Дизайны больших коридоров

При проектировании трасс прохождения газопроводов все технологические, технические и строительные решения разрабатываются с учетом природно-климатических и геологических условий местности.

Особое внимание уделяется экологическим аспектам деятельности, которые возникнут при строительстве и эксплуатации газотранспортной системы.

Проектные решения, прежде всего, направлены на предупреждение и смягчение влияния строительства на окружающую среду, а также защиту технологических сооружений и систем от опасных факторов природного и техногенного воздействия, для снижения вероятности возникновения аварийных и иных чрезвычайных ситуаций.

Нефтегазовая история независимого Азербайджана ведет отсчет с сентября 1994 года и за прошедший период перевернула не одну славную страницу. Два года назад начался новый этап этого пути — с завершением Южного газового коридора Баку стал серьезным игроком и на газовом рынке. Нефтегазовая стратегия, заложенная общенациональным лидером Гейдаром Алиевым и оформленная в прочную базу экономического и социального благополучия страны Президентом Ильхамом Алиевым, вывела Азербайджан в число надежных экспортеров газа. С конца 2020 года азербайджанский газ пошел на европейские рынки и стал серьезным подспорьем для потребителей в период кризиса прошлого года.

4 февраля в Баку, во дворце «Гюлистан» состоялось VIII министерское заседание в рамках Консультативного совета Южного газового коридора.

В заседании приняли участие комиссар Еврокомиссии по вопросам энергетики Кадри Симсон, комиссар ЕС по вопросам расширения и политики соседства Оливер Вархели, высокопоставленные представители США, Великобритании, Турции, Грузии, Италии, Греции, Болгарии, Албании, Хорватии, Венгрии, Черногории, Румынии, Сербии, Северной Македонии, Молдовы, Боснии и Герцеговины, Украины и Туркменистана. К нему подключились также представители энергетических компаний BP, BOTASH, TPAO, TANAP, TAP, SNAM, Fluxys, ICGB, Romgaz, SACE, SGC, Enagas, Uniper, TotalEnergies, Equinor, LukOil, Всемирного банка, Азиатского банка развития, Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка и других структур.

Нынешнее заседание стало своеобразным подведением итогов первого года функционирования Южного газового коридора, задействованного по всей протяженности с конца 2020 года. Поставки азербайджанского газа в Европу начались в первые дни 20201 года. Минул год, и все сомнения, имевшиеся насчет возможностей Азербайджана, сегодня сошли на нет. Как сказал, открывая заседание, Президент Ильхам Алиев, мы можем поздравить себя, потому что на этот раз можем сообщить об успешном завершении Южного газового коридора. Президент Азербайджана был очень корректен, не забыл, выражая благодарность, никого, кто так или иначе имел отношение к проекту — европейские организации, страны, инвесторов, подрядчиков. Южный газовый коридор стал одним из крупнейших проектов XXI века. Его строительство обошлось в 33 миллиарда долларов США. И впервые в современной истории в проект вложились все ведущие международные финансовые институты — Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Европейский инвестиционный банк, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Такого еще не было.

«Мы действительно работаем как одна команда», — сказал азербайджанский лидер.

Отметим, что столь большое число участников и партнеров проекта объясняется не только его дороговизной и масштабами. Это объясняется, в первую очередь важностью и актуальностью газотранспортной системы от Каспия до Европы. Это проект, в котором заинтересованы все — и экспортер, и потребители. И в данном случае делать акцент на какой-то из сторон было бы сложно. Достаточно взглянуть на состав и число прибывших на заседание гостей, чтобы согласиться с тем, что Южный газовый коридор жизненно важен для всех. Причем, после прошлогоднего газового кризиса эта тенденция только усилилась, и, как подчеркнул в выступлении Президент Азербайджана, в нынешнем заседании приняли участие больше стран и компаний, чем в минувшем году. «У нас есть новые участники, и это свидетельствует о том, что на новых рынках есть потребность в азербайджанском газе. Мы готовы, потому что Азербайджан всегда был надежным поставщиком энергетических ресурсов на международные рынки», — заметил он.

Это полностью объективная оценка. За год работы ЮГК Азербайджан вместо запланированных 5 миллиардов кубометров газа поставил на европейские рынки 8,1 миллиард. Эта разница в более чем 3 миллиарда кубометров говорит о растущих возможностях азербайджанской нефтегазовой отрасли, которые были недооценены. А еще это доказывает незаменимость нашей страны в качестве надежного и дисциплинированного партнера. Азербайджан вышел на мировой нефтегазовый рынок в 2006 году. И за прошедший период не было ни одного провала взятых на себя обязательств. Страна четко выполняла все, что брала на себя по международным контрактам, ни разу не подвела партнеров. И если Баку говорит, что в 2022 году вместо запланированных 9 миллиардов кубометров газа закачает в трубу 10 миллиардов, значит, так оно и будет. Азербайджанская сторона очень ценит свою подпись и свое слово. По словам Президента Азербайджана, наша энергетическая политика всегда была очень открытой, прозрачной, рассчитанной на бизнес и результаты и привела к сотрудничеству и взаимной поддержке. По последними данными, доля азербайджанского газа на рынках некоторых стран-импортеров достигает 80 процентов, у некоторых находится на уровне 15-20 процентов. Но показатели растут.

На сегодня подтвержденные запасы газа в Азербайджане составляют 2,6 триллиона кубометров. 1 триллион приходится на долю «Шахдениз». В скором времени может начаться добыча на другом крупном месторождении — «Абшерон», где планируется извлекать на первом этапе 1,5 миллиардов кубометров газа в год. Можно назвать в качестве резерва такие месторождения, как «Бабек» (400 миллиардов кубометров), «Умид» (200 миллиардам кубометров). Есть определенные ожидания по глубоководной части АЧГ.

То есть Азербайджану есть за счет чего расширять газовый экспорт. Конечно же, с ростом населения, с расширением производственных мощностей возрастают и потребности внутри самой страны. Но это не помешает нарастить поставки зарубежным партнерам и укрепить имидж Азербайджана, как страны, диверсифицировавшей экспорт энергоресурсов практически по всем позициям. Это и сырая нефть, и нефтепродукты, и газ, и нефтехимическая продукция, и электроэнергия.

Нет необходимости доказывать, насколько важны вопросы, связанные с энергетической безопасностью и энергетической диверсификацией, считает Президент Азербайджана. Все мы понимаем это, отметил он в своем выступлении. Азербайджан, как страна, обладающая значительными нефтегазовыми ресурсами и потенциалом возобновляемой энергии, прекрасно осознает свою ответственность. Президент заверил, что Баку и впредь будет вести себя ответственно для создания лучших возможностей.

Можно не сомневаться, что Азербайджан полностью оправдает надежды своих европейских партнеров. Теперь дело за последними, потому что реализация задуманного во многом зависит и от их ответственности.

С особыми надеждами в Европе обратили взоры на Азербайджан минувшей осенью, когда континент погрузился в энергетический кризис, а цены на газ побили все рекорды. Между тем, те страны, что получали азербайджанский газ, оказались в более выгодном положении, и это заставило новых потенциальных покупателей заспешить в Баку. А еще это заставило европейцев задуматься о своей ответственности. Так, ускорились работы на недостроенном интерконнекторе Греция-Болгария (IGB). Из-за задержек в строительстве IGB Болгария теряет 750 тысяч евро в сутки, а упущенная выгода Софии за последний год составила более 250 миллионов евро, заявил ранее в болгарском парламенте министр энергетики страны Александр Николов.

Строительство интерконнектора протяженностью всего то 182 километра началось в мае 2019 года и должно было завершиться в 2020-м. Bulgargaz EAD подписала 25-летний контракт о приобретении 1 миллиарда кубометров газа в год в рамках «Шахдениз-2» в 2013 году. Планировалось, что в 2020 году азербайджанский газ пойдет в Европу по Трансадриатическому газопроводу (ТАР) и конечным (пока что конечным) пунктом будет Болгария. Газ из Азербайджана должен бы обеспечить четверть потребностей этой страны. Однако на дворе 2022-й, а строительство все еще не завершено, в результате чего Болгария получает только треть контрактного объема газа. В настоящее время азербайджанский газ доставляется в Болгарию по альтернативному маршруту из-за задержек со строительством IGB. Срок действия соглашения с Азербайджаном об альтернативном маршруте истекает 30 июня 2022 года, поэтому к 1 июля интерконнектор должен быть введен в эксплуатацию, и все силы брошены в этом направлении.

Сложившаяся ситуация стала причиной скандала и отстранения от должностей членов совета директоров компании «Булгаргаз». Как заявил журналистам министр Николов, такое решение было принято по итогам проверки. Есть сомнения, что руководство компании в условиях кризиса действовало рационально, заметил он, имея в виду обходящуюся Болгарии в миллионы задержку поставок из Азербайджана.

Осенью минувшего года был обнародован Пятый список проектов общего интереса Европейского союза. Пятый список проектов общего интереса включает 98 проектов, в том числе 67 по передаче и распределению электроэнергии и 20 газовых, в числе которых три связаны с азербайджанским газом. Это: проект строительства интерконнектора Греция-Болгария (IGB); проект увеличения мощности кластера в коридоре Румыния — Венгрия (ROHU/BRUA), который откроет этим странам доступ к азербайджанскому газу; интерконнектор Болгария — Сербия.

Другие варианты дизайна:  Двойной коридор дизайн

Газопровод BRUA будет поставлять азербайджанский газ через Турцию и Грецию в страны Восточной, а в перспективе — и Западной Европы. Кроме того, по трубопроводу планировалось транспортировать румынский газ, добытый в Черном море. Интерконнектор Сербия-Болгария планируется сдать в эксплуатацию в 2023 году. Он соединит Сербию с Южным газовым коридором и другими источниками.

На днях в Баку побывал глава МИД Венгрии Петер Сийярто. На брифинге после проведенных встреч он высказал надежду, что все инфраструктурные работы в юго-восточной части Европы будут завершены в срок и Венгрия начнет получать азербайджанский газ уже к концу будущего года.

Румыния тоже рассматривает Южный газовый коридор как наиболее последовательный вариант повышения энергетической безопасности Европы, заявили в МИД этой страны. Имеются планы по развитию BRUA (Болгария — Румыния — Венгрия — Австрия) в качестве ответвления Южного газового коридора, что было бы выгодно и ЕС, и Азербайджану. Ранее Румыния выразила готовность внести свой вклад в расширение Южного газового коридора в направлении рынков Центральной Европы. Бухарест надеется на его дальнейшее расширение через «Вертикальный коридор», как только IGB будет завершен.

Эти планы позволяют говорить о том, что в Европе очень серьезно задумались о расширении трубопроводной сети, которая позволила бы увеличить поставки азербайджанского газа уже и вглубь Евросоюза.

Конечно же, Азербайджан не сможет решить энергетические проблемы всей Европы. Никто в Баку подобного и не планирует. Попытки определенных кругов на Западе выставить Азербайджан альтернативой и конкурентом России в газопоставках в Европу уже были достаточно жестко прокомментированы Президентом Ильхамом Алиевым. Ранее в интервью испанской газете El Pais глава государства заявил, что объем поставляемого нами газа не может сравниться с российскими поставками. Экспорт России в Европу составляет сотни миллиардов кубометров, и эта цифра растет. Наш экспорт в Европу, подчеркнул он, не составляет конкуренцию, и мы никогда не смотрели на это как на конкуренцию. Для Азербайджана Южный газовый коридор это просто коммерческий проект.

Тем не менее, запуск Южного газового коридора и расширение азербайджанского газового экспорта — это возможность для Европы решить часть своих энергетических проблем. Азербайджан же всегда готов к сотрудничеству. Это сотрудничество, как сказал в завершении своей речи на министерском заседании Консультативного совета ЮГК в Баку Президент Ильхам Алиев, «оказалось успешным, потому что мы были искренними, открытыми и добросовестными, у нас была одна и та же цель. Вот наша цель. Проекты могут быть разными, но дух сотрудничества поможет нам добиться всего, что мы запланировали».

В принципе, Южный газовый коридор для того и строился.

Албания стремится подключиться к Южному газовому коридору

Азербайджан превратился в заметного игрока на мировой арене, привлекая к себе все большее внимание как ценный союзник. Одним из стойких и стратегических партнеров Азербайджана среди европейских стран на протяжении многих лет является Албания. За последние три десятилетия Азербайджан и Албания развивали дружественные межгосударственные отношения, основанные на общих взглядах на различные глобальные проблемы.

Несмотря на это, обе страны все еще находятся в процессе создания дипломатических представительств друг у друга. Однако в этом отношении уже были предприняты некоторые важные шаги. Например, в ноябре прошлого года Президент Ильхам Алиев подписал закон о создании посольства Азербайджана в столице Албании, городе Тирана. В свою очередь, Албания решила открыть посольство в Азербайджане в марте 2023 года.

Начавшийся вчера визит Президента Албании Байрама Бегая в Баку служит еще одним свидетельством продолжающегося укрепления межгосударственных отношений и становления их прочными узами между дружественными нациями и стратегическими партнерами. Стоит отметить, что это второй визит Президента Албании в Азербайджан в этом году, что служит наглядным свидетельством ценности этих отношений.

Одной из главных целей визита президента Албании является, конечно же, энергетическое сотрудничество. Поскольку Азербайджан нацелен на расширение географии поставок своего газа с 6 до, по меньшей мере, 10 стран, Албания находится «в первых рядах» желающих получить доступ к азербайджанским энергетическим ресурсам.

В 2021 году экспорт азербайджанского газа в Европу составил 8 миллиардов кубометров. Однако уже к 2022 году эти поставки увеличились до 11 миллиардов кубометров. В этом году Азербайджан намерен еще больше увеличить экспорт газа в Европу, доведя его до 12 миллиардов кубометров. В целом, по прогнозам, в 2023 году на мировой рынок поступит в общей сложности 24,5 миллиарда кубометров азербайджанского газа, причем почти половина этого объема будет направлена в Европу. Этот факт является примым доказательством важности Европы как основного покупателя азербайджанского газа.

Трансадриатический трубопровод (TAP), европейский сегмент Южного газового коридора, способен транспортировать около 10 миллиардов кубометров газа в год на различные европейские рынки. Кроме того, трубопровод был спроектирован с учетом потенциального увеличения его пропускной способности до 20 миллиардов кубометров в год.

Являясь важнейшим компонентом Южного газового коридора, TAP имеет стратегическое и экономическое значение для Европы, обеспечивая надежный доступ к источнику свежего природного газа. Он служит трубопроводом для транспортировки природного газа с обширного месторождения «Шах Дениз», расположенного в азербайджанском сегменте Каспийского моря. Трубопровод протяженностью 878 километров соединяется с Трансанатолийским трубопроводом (TANAP) на турецко-греческой границе в Кипое. Оттуда он пересекает Грецию и Албанию, пересекает Адриатическое море и, наконец, достигает южных берегов Италии.

TAP играет жизненно важную роль в укреплении энергетической безопасности Европы, содействии диверсификации поставок и поддержке целей по декарбонизации.

Несмотря на то, что Албания входит в число стран, через которые проходит европейский участок Южного газового коридора, в настоящее время она не получает азербайджанский газ из-за недостаточной инфраструктуры.

В то же время, как отметил Президент Ильхам Алиев в ходе выступления на церемонии запуска инициативы «Кольцо солидарности» (STRING), Азербайджан находится в процессе переговоров с Албанией о строительстве местной газораспределительной системы, поскольку Южный газовый коридор пересекает территорию Албании.

Таким образом, Албания намерена соединить Влерскую ТЭС с TAP посредством газопровода, а также терминала сжиженного природного газа для повышения энергетической безопасности страны и региона.

Установив соединения с другими трубопроводами, TAP облегчит поставки газа в страны Юго-Восточной Европы. Как только проект интерконнектора Греция-Болгария (IGB) будет завершен, Болгария сможет удовлетворять до 33 процентов своих потребностей в газе через TAP. Имея пункты выхода в Греции и Албании, а также пункт в Италии, TAP предлагает многочисленные возможности для транспортировки азербайджанского газа на более широкие европейские рынки.

В результате, начиная с 2026 года, по TAP будет транспортироваться около 1,2 милиларда кубометров газа, из которых 1 милилард придется на поставки в Италию, а 200 миллионов — в Албанию.

Долгосрочная энергетическая стратегия Азербайджана продемонстрировала свой успех, эффективно обеспечив доступ к европейскому энергетическому рынку в сложные времена препятствий для диверсификации поставок. Азербайджан неизменно завоевывал огромное уважение своих партнеров благодаря образцовому выполнению проектов в нефтегазовой отрасли. Все больше и больше стран выстраиваются в очередь, чтобы получить доступ к азербайджанским газовым ресурсам, и Албания не остается в стороне. Азербайджан выступил в поддержку стран Европы, которые столкнулись с кризисом, подписав меморандум об удвоении поставок энергоносителей в ЕС с 10 миллардов до 20 миллиардов кубометров к 2027 году. Сейчас мы наглядно наблюдаем, как приносит свои плоды этот важный шаг, предпринятый Азербайджаном под руководством Президента Ильхама Алиева по запуску проекта «Южный газовый коридор». В настоящее время эта стратегия стала не только одной из самых успешных, но и самой правильной для поддержки Европы в эти непростые времена.

Азербайджанский мегапроект ЮГК объединяет страны региона — новые возможности и перспективы

2021 год в очередной раз утвердил Азербайджан в роли страны, способной не только строить масштабные планы, но и успешно претворять их в жизнь. Хотя Южный газовый коридор, ставший одним из самых грандиозных инфраструктурных проектов XXI века, начал свою историю давно, именно в прошлом году произошло его практическое утверждение на энергетической карте региона. ЮГК показал высокие результаты, намного превысив проектные ожидания. И что особенно важно — у этой газотранспортной системы появились партнеры, о которых в те годы, когда проект только начинался, никто не мог и подумать по причине нюансов региональной геополитики.

Другие варианты дизайна:  Стили оформления интерьера детской комнаты, варианты дизайна с фото

Когда в сентябре 2014 года Президент Азербайджана Ильхам Алиев закладывал будущий газопровод, глава государства отметил, что строительство этого грандиозного энергетического проекта серьезно повлияет на судьбу многих стран и регион в целом. Это проект века, который на протяжении, как минимум, 100 лет будет приносить пользу всем его участникам, заявил глава государства.

В последний день декабря 2020 года Южный газовый коридор был полностью введен в эксплуатацию и в первые дни 2021 года европейские потребители начали получать азербайджанский газ.

Как заявил Президент Ильхам Алиев в недавнем интервью итальянской газете İl Sole 24 Ore, газовая стратегия Азербайджана была очень ясной и открытой. За многие годы азербайджанская сторона вместе с партнерами проделала огромную работу в направлении реализации проекта, который считается одним из крупнейших инфраструктурных проектов XXI века. Южный газовый коридор протяженностью 3500 километров начинается в Баку и, пролегая по дну Адриатического моря, через высокогорье, достигает Италии. Это — очень сложный в техническом отношении и, конечно, весьма дорогостоящий проект, сказал глава государства, подчеркнув, что во всех 4 сегментах ЮГК Азербайджан взял на себя основную финансовую нагрузку. Если же говорить о планах на будущее, то, по словам азербайджанского лидера, есть возможность увеличить добычу и экспорт. «Но это, разумеется, будет зависеть от нужд европейских потребителей. Европейская комиссия помогла нам в данном процессе. Мы регулярно проводим в Баку с представителями Европейского Союза Консультативный совет Южного газового коридора под председательством Азербайджана. Очередная сессия будет проведена в феврале следующего года, на ней мы займемся всеми вопросами и спланируем дальнейшие шаги. Это — большая группа компаний, банков и стран. В настоящее время команда растет, так как мы уже стали поставщиками Европы», — заявил Президент Ильхам Алиев.

С 1 и до конца 2021 года в Италию, Грецию и Болгарию поставлено около 8 миллиардов кубометров газа против планировавшихся 5 миллиардов. В наступившем 2022 году этот показатель составит 9 миллиардов, а в 2023 году — как минимум до 11 миллиардов кубометров. Однако если учесть, что в минувшем году прогнозные показатели были превышены почти вдвое, стоит ожидать, что выведенные ранее цифры будут меняться. Тем более, как мы отметили выше, у Южного газового коридора появились новые партнеры, занимающие первые строчки международных рейтингов по объемам запасов газа. Речь о Туркменистане и Иране.

Начнем с нашего восточного соседа. Отношения между Азербайджаном и Туркменистаном не всегда развивались без проблем. По-разному в Баку и Ашхабаде смотрели на урегулирование статуса моря, на принадлежность нефтегазоносных структур на Каспии. Общий знаменатель был выведен в 2018 году подписанием Каспийской конвенции. Благодаря терпению и четкой региональной дипломатии Баку Туркменистан пошел на раздел моря по модифицированной срединной линии. Подпись под документом поставил даже Тегеран, правда, иранским парламентом Конвенция все еще не ратифицирована. На сегодня ИРИ — единственная из прикаспийских стран, не ратифицировавшая документ. Тем не менее, позволим себе предположить, что на фоне последних региональных развитий и активного сближения Азербайджана и Ирана это вскорости может произойти. После этого проблема спорных морских месторождений окончательно перестанет быть проблемой.

Разногласия по пограничному месторождению «Достлуг», например, уже разрешены. 21 января прошлого года между Правительством Азербайджанской Республики и правительством Туркменистана был подписан Меморандум о взаимопонимании о совместной разведке, разработке и освоении углеводородных ресурсов месторождения «Достлуг» в Каспийском море.

Туркменская тема в контексте азербайджанского транзита существует давно. Занимающее 4-5 место в мировых рейтинга запасов газа государство все годы независимости испытывало большие проблемы с транспортировкой своего голубого топлива на мировые рынки. Все эти годы туркменский газ шел в Европу посредством российской трубопроводной системы, однако в 2016 году 25-летний контракт между «Туркменгазом» и «Газпромом» был расторгнут из-за ценовых споров. До этого Россия закупала у туркмен около 10 миллиардов кубометров газа в год, однако из-за резкого падения цен в Европе и невозможности покрыть расходы на туркменский газ «Газпром» в 2015 году сократил закупку до 4 миллиардов кубометров. А в 2016-м полностью прекратил. После этого на несколько лет отношения между добывающими компаниями находились в кризисе, а Туркменистан потерял возможность экспорта в северном направлении. А с января 2017 годна «Туркменгаз» уже по собственной инициативе из-за долга иранской стороны прекратил поставки в Иран. В свою очередь, Туркменистан имеет немалые долги за построенный на китайские деньги трубопровод Центральная Азия-КНР (CACG). Выходом из этого положения мог стать Транскаспийский трубопровод, строительство которого ушло в обсуждения по причине отсутствия желающих оплачивать проект.

С запуском ЮГК для туркменского газа появился свет в конце тоннеля, точнее, в конце трубы. А для азербайджанского газопровода с возникновением перспективы транзита туркменского газа образовались новые возможности для расширения Южного газового коридора, тем более, что проектом это предусмотрено. Несмотря на критику и мрачные прогнозы, труба не останется пустой даже в случае оскудения «Шахдениз». Хотя до оскудения, надо сказать, далеко. Кроме того, Азербайджан уже начинает обсуждать с акционерами проект «Шахдениз-3». У самого Азербайджана достаточно возможностей для заполнения трубы ЮГК и расширения экспорта газа и в другие страны Европы. Как сказал в интервью итальянской газете İl Sole 24 Ore Президент Ильхам Алиев, «у нас есть гигантские месторождения, абсолютно новая современная инфраструктура, можно проложить интерконнекторы и в другие места Европы».

Еще одним событием чрезвычайной важности стало подписание 28 ноября Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном в Ашхабаде трехстороннего соглашения о своповых поставках газа. Согласно договоренности, ежегодно из Туркменистана в Азербайджан через Иран будет отправляться от 1,5 до 2 миллиардов кубометров газа. Туркменистан будет продавать Азербайджану 5-6 миллионов кубометров газа в сутки. Это бессрочное соглашение уже начало реализовываться с конца декабря. По мнению экспертов, 2 миллиарда — это только начало и продолжением договоренности станет транзит туркменского газа по Южному газовому коридору в Европу. Современная газотранспортная инфраструктура, созданная Азербайджаном и при участии Азербайджана к услугам туркменской стороны. И не только туркменской.

Азербайджанский газопровод, как и предвидел в 2014 году Президент Ильхам Алиев, многое изменил в регионе. Если приплюсовать к этому главное геополитическое событие — победу Азербайджана в 44-дневной Отечественной войне, то можно смело строить прогнозы, о которых никто и думать не мог восемь лет назад.

Иран, располагающий вторыми по объемам запасами газа в мире, также не имеет достаточно развитой газотранспортной инфраструктуры, способной обеспечить газом население самой страны, а уж тем более заниматься транзитом туркменского газа куда бы то ни было. В этой ситуации, причем помноженной на санкции, Иран имеет прекрасную возможность обеспечить и собственное население за счет туркменского газа, и стать участником своповых поставок. Своповое соглашение означает, что Туркменистан будет поставлять газ в Иран, а Иран — передавать Азербайджану аналогичное количество голубого топлива реверсной закачкой по трубопроводу Гаджигабул-Астара-Бинанд. Подобная схема применяется, когда отсутствует инфраструктура для прямых поставок. Вероятно, в будущем она появится. Пока что ничего не говорится о дальнейшей судьбе туркменских поставок в Азербайджан на случай их увеличения. Тем не менее, эксперты не исключают, что в достаточно недалекой перспективе он начнет поступать в систему Южного газового коридора для транспортировки европейским покупателям. С предложением воспользоваться азербайджанской инфраструктурой выступил в ходе Международного форума по привлечению инвестиций в нефтегазовый сектор Туркменистана OGT-2021, который состоялся 12-13 мая в Ашхабаде, президент национальной азербайджанской компании SOCAR Ровнаг Абдуллаев. «Мы готовы поделиться с туркменскими компаниями обширными возможностями трубопроводной системы ЮГК и нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан для транспортировки богатейших туркменских углеводородных ресурсов на международные рынки», — сказал он.

В целом Южный газовый коридор способен пропускать до 20 миллиардов кубометров газа в год.

После начала транзита туркменского газа (а в дальнейшем и иранского) по ЮГК можно будет говорить о том, что страны нашего региона объединились в деле создания мощного коридора газопоставок в Европу. Пользу от этого получат все участники формата без исключения. Потому что все, что планирует и реализует Азербайджан, направлено на благо не только самой республики, а на общее благо. В этом особенность политики Баку, и в этом наша сильная сторона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *