Сегодня у нас в проекте Коридоры времени знаменитое Ласточкино гнездо в Крыму, настоящий архитектурный символ солнечного полуострова.Прокудин-Горский снимал эту виллу на скале предположительно в 1904 году и тогда она имела совсем не тот вид, который нам всем хорошо известен.Это сравнение 2016 года с фрагментом прокудинского снимка:Высокое разрешение
Фотосравнение целиком:Высокое разрешение
Увы, оригинальная точка съёмки находилась ниже, но сейчас там закрытая территория санатория «Жемчужина», проникать на которую мне было лень)) Поэтому снимал с пешеходного мостика, перекинутого для доступа туристов к достопримечательности.
Как сообщает Википедия, первое деревянное строение на этом месте было возведено для отставного русского генерала после русско-турецкой войны 1877—1878, его можно увидеть на полотнах известных художников-маринистов: И. К. Айвазовского, Л. Ф. Лагорио, А. П. Боголюбова, а также на фотографиях того времени.
Вторым хозяином этой удивительной дачи стал придворный врач, служивший в Ливадийском дворце, А. К. Тобин. О нём также осталось очень мало сведений. После его смерти домиком некоторое время владела вдова, которая продала участок московской купчихе Рахманиной. Она снесла старое здание, и в скором времени появился деревянный замок, названный ею «Ласточкино гнездо».
Вероятно именно его мы видим на снимке Прокудина-Горского, хотя запечатлённая им постройка производит впечатление каменной, а не деревянной:
Свой нынешний вид «Ласточкино гнездо» получило благодаря русскому нефтепромышленнику П. Л. Штейнгелю (племяннику известного строителя российских железных дорог барона Рудольфа Штейнгеля), который любил отдыхать в Крыму. Штейнгель приобрёл на Аврориной скале дачный участок и решил построить там романтический замок, который напоминает средневековые сооружения на берегах Рейна. Проект нового дома в 1911 году был заказан инженеру и скульптору Леониду Шервуду, сыну архитектора Владимира Шервуда.
Старое деревянное здание было снесено и уже в 1912 году на тесной площадке отрога Монастыр-Бурун стоял оригинальный готический замок. Задуманная архитектором ступенчатая композиция исходила из малых размеров участка. Здание 12-метровой высоты располагалось на фундаменте шириной 10 и длиной 20 метров. «Птичьим» объёмам отвечало внутреннее устройство: прихожая, гостиная, ступеньки и две спальни последовательно располагались в двухэтажной башне, которая поднималась над скалой. Рядом со зданием был разбит сад.
Здесь видна площадка, с которой снимал Прокудин-Горский:
В те годы никакого санатория у подножия скалы не было:
Раскрашенный вариант дореволюционной открытки:
Сейчас там застроен каждый клочок земли, а 100 лет назад было просто раздолье:
В 1927 году в Крыму произошло сильное землетрясение. Образовалась глубокая косая трещина в скале под замком, часть её вместе с садом обрушилась в море, а обзорная площадка нависла над пропастью.
Несмотря на серьёзные повреждения, в целом здание устояло.
Отдыхающие у Ласточкиного гнезда, 1928 год:
В 1930-е годы здесь находился читальный зал местного Дома отдыха «Жемчужина», но вскоре сооружение признали аварийным и закрыли.
Такой «укороченный вид декоративный замок приобрёл после землетрясения (фото 1930-х):
И этот вид сохранялся несколько десятилетий.
К счастью, военные разрушение обошли Южный берег Крыма стороной.
Ласточкино гнездо в 1955 г. (личный архив Соколова П.А.):
Самый ранний известный цветной снимок в близком к «прокудинскому» ракурсе был сделан только спустя 54 года после самого Прокудина-Горского, в 1958 году:
Авторство принадлежит известному американскому фоторепортёру из журнала «Лайф» Говарду Сохуреку.
Тем временем территория у подножия скалы начинала понемногу осваиваться и застраиваться.1960-е:
Фото Израиля Озерского 1966 года:
Один из последних дореставрационных снимков Ласточкиного гнезда был сделан в 1967 году почти точно в прокудинском ракурсе:
Восстановление началось в конце 1960-х гг. Скала была укреплена, под основание замка подведена железобетонная плита, а башня-ротонда снова украсилась высокими зубцами и шпилями.
Здесь запечатлён ход реставрационных работ в 1968 году:
Ласточкино гнездо. Складнов А. А., 1968-1970 г.:
Уже привычное нам Ласточкино гнездо на фотографии 1972 года (автор Henk Bakker):
Вслед за этим в первой половине 1970-х под скалой развернулось строительство новых корпусов санатория «Жемчужина»:
После обустройства санаторского пляжа и создания над ним пешеходного моста для туристов съёмка с прокудинской точки стала затруднительна, если вообще возможна.
К началу 21 века местность у Ласточкиного гнезда выглядела так:
Так выглядят подступы к знаменитой скале в наше время:
2016 год:Высокое разрешение
Оригинал взят у в Коридоры времени: как менялся вид Ласточкиного гнезда в Крыму за 110 лет
В продолжение проекта Коридоры времени.Сегодня возьмём за основу снимок «Вид на Кремль с берега озера Неро. Ростов Великий» 1911 г. Это моё самое любимое фото в коллекции С.М.Прокудина-Горского (потому что я смог вернуть ему цвет).Фотоистория более короткая, чем у предыдущего, белозерского снимка, но зато более интересная и насыщенная.Здесь мы видим небоьшую ростовскую улочку, которая ныне носит имя местного художника Петровичева, а до недавнего времени называлась в честь Сакко и Ванцетти. Название улицы до 1917 г. мне установить так и не удалось.Как и в случае с Белозерском, это один из классических ракурсов в городе, благодаря чему за последние годы мне удалось найти довольно много исторического фотоматериала для сравнения.
Как видим, в архитектурном плане вид не очень сильно изменился с 1909 по 2014 год, что даёт возможность сосредоточиться на деталях:
Итак, отправляемся в путь на машине времени.Самое раннее из найденных мною фото относится к 1884 году и сделано И.Ф. Барщевским:
Здесь мы видим Ростовский кремль сразу после завершения грандиозных реставрационных работ начала 1880-х гг., когда этот прекрасный ансамбль был буквально поднят из руин.Чтобы читатель мог представить картину до реставрации, я покажу характерное фото другого ракурса, сделанное до начала восстановления:
По всей видимости, на рубеже веков местные власти экспериментировали с окраской Кремля, если эта открытка обладает цветовой достоверностью:
Передняя башенка однозначно отштукатурена.
Но на картине Рериха 1903 года вторая башня, кажется, выкрашена в свой традиционный белый цвет (побелена):
На картине Петровичева (в честь которого названа ныне улочка) в 1909 году кирпичная кладка обильно пробивалась сквозь побелку:
Здесь нам представляется хорошая возможность сопоставить историческую живопись с цветной фотографией, сделанной всего двумя годами позднее:
Очень интересный объект можно найти в глубине снимка:
Что это? Ростовская конка!Функционировала в городе с 1902 по 1921 год и служила, увы, только для перевозки грузов.
В своей истории нынешняя улочка Петровичева видела несколько интересных событий. Одно из них случилось через два года после съёмок Прокудина-Горского — 22 мая 1913 года сюда пожаловал сам российский император, который посетил Ростов в рамках своей большой поездки по России в честь 300-летия Дома Романовых.
Потом наступает большой «провал во времени», на следующие 40 лет я пока не нашёл ни одного снимка в нужном ракурсе.
Потом наступило 24 августа 1953 года, когда на город обрушился смерч небывалой силы, сопоставимый по своим разрушительным последствием с вражеской бомбардировкой.
Вот как выглядела наша улочка после этого стихийного бедствия:
Этот смерч навсегда унёс с собой прежний, дореволюционный облик Ростовского кремля. Развернувшиеся грандиозные восстановительные работы были использованы реставраторами для того, чтобы заново сотворить облик знаменитого ансамбля, опираясь на гравюры 17 века и свои собственные представления о том, как должны были выглядеть памятники архитектуры в их «чистом», «изначальном» виде.Реставраторы решили придать главам башен вместо прежней конусной причудливую кубоватую форму, которую они нашли на одной из старинных гравюр.Ну и, само собой, сделать всем храмам позакомарную кровлю вместо традиционных русских четырёхскатных крыш, приспособленных к местному климату.
На снимке 1958 года мы уже видим ансамбль в привычном нам виде:
Обратите внимание, что поломанное ураганом дерево выжило!
Первый цветной снимок после Прокудина-Горского, из архива РИА, 1960 год:
1967 год, тоже РИА:
Из фотоальбома 1969 года:
Смотрите, как всё начинает зарастать!
А это что такое?Правильно! «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год.
Ростовский кремль в то время уже не только превратился в туристическую Мекку, но и был облюбован советскими киношниками.
В том же 1973 году здесь снимают «Невероятные приключения итальянцев в России»:
Обратите внимание, где-то между 1969 и 1973 г. на улочке Сакко и Ванцетти появился асфальт.
Честно говоря, асфальт всегда убивает историческую среду, поэтому вы его редко встретите в охраняемых исторических зонах Европы.
К 1978 году всё уже сильно заросло, появился киоск:
Огромное дерево окончательно заслонило красоту открыточного вида.
Автопробег новых советских моделей, 1987:
К счастью, администрация музея в конце концов сообразила, что безобразные заросли, заслоняющие вид архитектурного шедевра, — ни есть гут.
На снимке неизвестного мне автора 2006 года всё уже выкошено вдоль кремлёвских стен:
А вот сами стены явно начали деградировать.
На снимке неизвестного мне автора 2007 года видно, что большой купеческий дом справа превратился в развалины:
В 2008-м начались очередные реставрационные работы:
Далее идут три моих фотосравнения, наглядно иллюстрирующие скорость зарастания за пять лет:
За пять лет кустарник превратился в развесистое дерево, которое скрыло не только развалины, но и почти половину улицы!
А сами развалины с помойкой никуда не делись:
Всё это стоит уже больше 20 лет напротив одного из самых знаменитых ансамблей Золотого кольца, куда ежегодно привозят сотни тысяч туристов, включая иностранцев.
На этом «золотом» месте мог бы быть (конечно, в исторических стенах) шикарный отельчик с рестораном:
P.S. Если у кого-нибудь есть снимки в том же ракурсе, присылайте!
21-22 июня в Большом зале Дома кино в рамках Российских программ 38-го Московского международного кинофестиваляVII питчинг дебютантов. В VII питчинге появилась новая категория проектов –
Для участия в питчинге было прислано 686 проектов (289 – по короткому метру, 236 – по полнометражному кино, 124 – по телесериалам и 37 – по документальному кино).
Номинация «Полнометражное игровое кино»
«Второй Гидроагрегат», Александр Тарасов
«Первые в небе», Гурген Галстян
«Последняя битва на Земле», Сергей Газиев
«Свадебный сезон», Ольга Крылова
«Экстрасенс. Пролог», Вадим Гетц
«Время колокольчиков», Виктор Медведчук, Павел Чиж
«Дураки и дороги», Максим Бухтеев
«Коридоры времени», Станислав Ефанов
«Король дзюдо», Алексей Ходорыч
«Листьев. Первый», Светлана Ерина, Антон Яруш
«Мир по соседству», Александр Гаврилов, Артём Крылов, Олеся Смирнова-Марцинкевич, Светлана Смирнова-Марцинкевич
«Привет, девяностые!», Глеб Деревянкин
«Шоковая терапия», Елизавета Тихонова, Мария Шульгина
Номинация «Короткометражное кино»:
«Дай Бог здоровья!», Юрий Студеникин
«Очки счастья», Сергей Цысс
«Храни тебя Бог», Камила Далгыч
«Я тебя вижу», Денис Кудрявцев
«Ярко-синие пальцы», Алексей Ходорыч
Номинация «Документальное кино»:
«Бок о бок», Алина Аверьянова
«Дом за озером», Анисия Борисенко, Евгения Новичихина
«Первое слово», Леонид Прокофьев, Сабрина Карабаева
«Русский след в Монголии: победившие черную смерть», Елена Туринцева
«Счастье нищего поэта», Алена Алексина
«Театр №6», Константин Нарыков, Янина Ахметова
«Эйзенштейн в Мексике», Хосе Гонсалес Лопес
«Юрий Мухин — первая электрогитара в СССР», Аркадий Шумарин
В экспертную комиссию питчинга вошли:
Иванов Олег, заместитель Председателя Союза кинематографистов России, киноэксперт (Председатель);
Будилов Виктор, генеральный продюсер «Гамма продакшн», заведующий кафедрой продюсирования СПбГИКиТ;
Горяинов Вадим, продюсер компании «Спутник»;
Готлиб Арсен, генеральный продюсер компании «Метрономфильм»;
Зернов Сергей, генеральный директор киностудии им. А.М. Горького;
Крыжовников Жора, кинорежиссер;
Кудрявцев Иван, телеведущий, Сопредседатель Правления Молодежного центра Союза кинематографистов России;
Мокрицкая Наталья, генеральный директор компании «Новые люди»;
Рудовский Дмитрий, генеральный директор компании «Арт Пикчерс»;
Петрухин Алексей, генеральный продюсер компании «Русская Фильм Группа»;
Чурбанов Михаил, генеральный директор Свердловской киностудии.
Файзиев Джаник, продюсер, режиссер (Председатель);
Багиров Сергей, главный Продюсер ООО «НТВ-КИНО»;
Беленький Юрий, генеральный директор студии «Гармония», глава Попечительского совета Фонда сценаристов КИТ;
Иванов Олег, заместитель Председателя Союза кинематографистов России, киноэксперт;
Илоян Эдуард, генеральный продюсер компании Yellow, Black and White;
Лемешева Мария, редакционный директор и главный редактор «The Hollywood Reporter. Российское издание»;
Ряшин Влад, генеральный директор киностудии «Стар Медиа»;
Цекало Александр, генеральный директор компании «Среда».
Герасимов Евгений, Председатель Московской организации Союза кинематографистов России, режиссер (Председатель);
Абрютин Филипп, Сопредседатель Правления Молодежного центра СК РФ, режиссер, продюсер;
Алексеева Лика – продюсер, режиссер;
Дзюбло Александр, сценарист, генеральный продюсер Фонда сценаристов КИТ;
Гойденко Наталья, исполнительный директор Национального фонда поддержки правообладателей;
Имамов Эдуард, генеральный директор киностудии «ТВ-фильм», член Правления Молодежного центра Союза кинематографистов России;
Клебанов Игорь, Президент Гильдии операторов Союза кинематографистов России;
Коротков Юрий, сценарист, педагог;
Лафанов Денис, генеральный директор компании «3Q-cinema», продюсер;
Суменова Вера, ректор Высших курсов сценаристов и режиссеров,
Ромадановская Нина, главный редактор портала «Профисинема»;
Семина Наталья, директор Московского международного кинофестиваля, продюсер;
генеральный продюсер компании «Атлантик»;
Чинцов Алексей, генеральный продюсер компании GraficStorm;
Шерстобитов Илья, независимый продюсер.
Мирошниченко Сергей, художественный руководитель киностудии «Остров», Председатель комиссии неигрового кино Союза кинематографистов России (Председатель);
Изволова Ирина, руководитель проекта «Острова» телеканала «Культура»;
Кеткович Владислав, учредитель и генеральный директор НО «Фонд этногеографических исследований»;
Колосова Светлана, Директор Дирекции документального кино Первого канала;
Любимова Ольга, Советник Департамента кинематографии Министерства Культуры РФ по документальному кино;
Мирошниченко Мария, главный редактор телеканала «24DOC»;
Тельнов Алексей, Генеральный директор Санкт-Петербургской студии документальных фильмов;
Тихонов-Рау Никита, Вице-президент Гильдии неигрового кино и телевидения по спецпроектам
Номинация «Полнометражное кино»:
Первое место и специальный приз от Союза кинематографистов России (50 000 р.)
Сертификат на оплату услуг павильона киностудии им. Горького на 300 0000 р.
Девелопмент проекта и продюсерская консультация от компании «Русская Фильм Группа»
, Александр Тарасов
Второе место поделили проекты:
, Наталья Глумнушина
, Варвара Кузнецова
Специальный приз Свердловской киностудии- помощь в создании презентационного трейлера
Девелопмент проекта от студии «Гамма-продакшн»
«Первые в небе», Гурген Галстян
Специальный приз киношколы «Артерия кино» — обучение в режиссерской мастерской
, Ольга Крылова
Специальный приз от компании «Шэттерс» — юридическое сопровождение проекта
, Вадим Гетц
, Станислав Ефанов
, Виктор Медведчук, Павел Чиж
Специальные призы от компании «Среда» — персональный редакторский разбор сценариев проектам:
Горьяныш Нина (проект из лонг-листа)
, Максим Рожков
Промоподдержка от журнала «Голливуд репортер. Русская версия» проектам:
Девелопмент проекта от компании «СтарМедиа»
, Светлана Ерина и Антон Яруш
Недельное обучение в “New York Film Academy”
Специальный приз Союза кинематографистов России с формулировкой «За верность традициям в отечественном кинематографе»
, Николай Котяш (участие вне конкурса)
Первое место и специальный приз от Союза кинематографистов России (50 000 р.),
Сертификат на бесплатное использование техники на сумму 50 000 р. от компании «ТВ-фильм»,
Сертификат на 7 смен пост-продакшена от компании Graphic Storm –
Второе место и сертификат на 5 смен пост-продакшена от компании Graphic Storm,
Продюсирование от продюсерского центра «Молодежные инициативы»,
Денежный приз на сумму 35 000 р. от Национального фонда поддержки правообладателей,
Скидка 100% на аренду съемочного оборудования от компании «3Q Cinema»
Юридическая поддержка от компании «Шэттерс» –
Третье место и сертификат на 3 смены пост-продакшна от компании Graphic Storm –
Призы от партнеров
Скидка 100% на аренду съемочного оборудования от компании «3Q Cinema»,
Продюсирование проекта от продюсера Ильи Шерстобитова
Девелопмент проекта от проекта «IWANTFILM» –
Скидка 100% на аренду съемочного оборудования от компании «3Q Cinema» –
Скидка 60% на аренду съемочного оборудования от компании «3Q Cinema» –
Обучение в режиссерской мастерской от киношколы «Артерия кино» –
«Дай Бог здоровья, Юрий Студеникин
Диплом от Фонда сценаристов «КИТ» проекту (из лонг-листа) –
, Эдвард Уорд
Продюсирование проекта от Санкт-Петербургской студии документальных фильмов
Специальный приз от телеканала «24_DOC» — эфир на телеканале в случае удачной реализации проекта
Аккредитация на документальные программы ММКФ
Спецприз от Гильдии неигрового кино и телевидения (10 смен с камерой Canon EOS С300 (вместе с оператором и тремя объективами на выбор) проекту
Пост-продакшн от «Первого канала»
Консультации от Советника Департамента кинематографии Министерства культуры РФ по документальному кино:
Консультации от продюсера НО «Фонд этногеографических исследований» Владислава Кетковича
https://youtube.com/watch?v=w2JOfOzRx6s%3Flist%3DPLHVFrt8Pfie7_6u_iaExinaVGJYEwDYBM
Клиент
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева на сегодняшний день является единственным в России специализированным Музеем архитектуры. Он обладает уникальными коллекциями и бесценными архивами. Долгое время музей функционировал в качестве научно-исследовательской институции, занимающейся вопросами сохранения памятников, создания архивных и художественных фондов. В настоящий момент Музей вступил в новый период своей жизни. За счет государственной и меценатской поддержки было проведено восстановление главной анфилады основного корпуса, выходящего на улицу Воздвиженка напротив Московского Кремля, создан скульптурный дворик, первые залы постоянной экспозиции уже принимают первых посетителей.
Задача
Сегодня работа над полноценной постоянной экспозицией вступила в активную фазу. Важнейшей ее частью является мультимедийный комплекс «Коридор времени».
Новая экспозиция предполагает несколько разделов: вводный – задача которого представить посетителю историю отечественной архитектуры, дать представление об архитектурных стилях и эпохах; и основной – представляющий выдающиеся памятники из фондов музея. В обоих случаях мультимедийный комплекс и представленная посредством оборудования дополнительная информация должны стать одним из ключевых элементов, позволяющих решить главную экспозиционную проблему Музея:
Особенности проекта
Основная идея постоянной мультимедийной экспозиции музея – Коридора Времени — заключается в использовании новых форм демонстрации истории русской архитектуры, которая могла бы, с одной стороны дополнять постоянную экспозицию, а с другой — являться её составной частью. Из подлинных произведений выбраны наиболее ценные, а также значимые для дальнейшего развития архитектуры проекты – «АРХИпроекты» России.
Посетители музея имеют возможность не только пройти «Коридор времени» с экскурсоводом, но и ознакомиться с историей русской архитектуры в самостоятельном режиме индивидуальной или групповой презентации, получить информацию об архитектурных стилях. Затем мультимедийный комплекс через сенсорные экраны предоставляет возможность подключиться непосредственно к виртуальному музею, где представлена детальная информация и фондовые материалы по нескольким тысячам выдающихся архитектурных строений и проектов. Посетители музея, как и любые интернет-пользователи из любого города России и мира, могут не только ознакомиться с основными этапами развития русской архитектуры, но выбрать свой путь ознакомления с коллекцией музея, отсортировав объекты и изображения по нескольким параметрам: стилю, времени, архитектору, месту постройки, а также узнать значение неизвестных архитектурных терминов.
Также сенсорные экраны «Коридора времени» дают возможность испытать особые впечатления от прогулок по воссозданным с помощью 3D технологий уникальным ансамблям, представленным в разделе Спецпроекты. В нем на данный момент собрано уже 13 ансамблей утраченных, перестроенных или нереализованных, но сыгравших ключевую роль в истории архитектуры. Среди них Чудов и Вознесенский монастыри Московского кремля, Большой кремлевский дворец В.И. Баженова, Усадьба Барышниковых, Клуб им. Русакова архитектора К.С. Мельникова, Русская деревня в Глазго по проекту Ф.О. Шехтеля. Особый интерес представляют конкурсные проекты Дворца Советов, самого амбициозного памятника советской архитектуры. Воссоздан не только самый известный проект Б. Иофана, но и другие, в том числе важный для всей мировой архитектуры проект Ле Корбюзье. В отличие от фотографий, панорам или видеосъемок человек является не пассивным наблюдателем чужого путешествия, а сам совершает данное путешествие. Это полное погружение в интерактивную трехмерную среду с профессиональным гидом, на 5 языках рассказывающим историю создания объекта архитектуры, о причинах отказа от строительства или обстоятельствах утраты данного сооружения. Для пользователей мобильных устройств, не поддерживающих детализованную 3D-графику, доступен видео-гид.
Полученный при создании Виртуального музея архитектуры и связанного с ним мультимедийного комплекса «Коридор времени» опыт, может быть применен в других институциях: как в случаях нехватки экспозиционных площадей, так и в случаях наличия существенных лакун в коллекциях, которые могут быть восполнены мультимедиа средствами.
Благодарность Минкульт РФ
Отдел информационных технологий Департамента управления делами Министерства культуры Российской Федерации выражает благодарность Вам и сотрудникам компании за продуктивную, качественную работу и творческий подход при создании интерактивной платформы демонстрации музейного фонда и создании на ее основе виртуального музея ФГУБК «Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.» Для музея виртуальная реальность стала новым способом донести до посетителей утраченные и нереализованные памятники архитектуры.
Уверены в дальнейшем плодотворном и взаимовыгодном сотрудничестве между нашими организациями.